Владельцы легковушек одобрили поборы для большегрузов

Результаты очередного социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в середине января, говорят о том, что широкие народные массы поддерживают сбор платы за проезд по федеральным трассам с владельцев грузовиков. А вот социологические исследования портала «АвтоВзгляд» свидетельствуют об обратном.

Опрос, проведенный ВЦИОМ выяснил, что взимание платы с большегрузов по принципам «кто больше портит дорогу, тот и платит» и «кто использует дорогу в коммерческих целях, тот платит», считает справедливым большинство владельцев личного автотранспорта – 62% и 59% опрошенных соответственно. Дальнобойщики, как и ожидалось, считают оба принципа неправильными – 65% и 69% участников. Примерно такого же мнения придерживаются представители компаний-перевозчиков – 60% и 64% респондентов. Опрос ВЦИОМ, в ходе которого опросили 2400 человек, проходил по заказу Министерства транспорта РФ 9-18 января 2016 года. Из общего числа респондентов 300 – руководители и заместители руководителей компаний-грузоперевозчиков в 10 городах РФ, 500 – владельцы машин грузоподъемностью свыше 12 тонн из 10 городов страны, а так же 1600 владельцев легковых авто в 130 населенных пунктах России. Напомним, что Система «Платон», собирающая плату за проезд по федеральным дорогам с грузовиков массой свыше 12 тонн, заработала по всей России с 15 ноября 2015 года. Действие системы распространяется на 50 000 км федеральных трасс страны, а тариф составляет 1,53 рубля за километр пути. Ожидается, что с 1 марта 2016 года он вырастет вдвое – до 3,06 руб/км. Пользу от введения системы «Платон» для улучшения состояния дорог видит каждый второй владелец легковых автомобилей (51%), каждый четвертый руководитель транспортной компании (25%) и каждый седьмой водитель фур (16%).

Одобрение со стороны автолюбителей можно объяснить тем, что плата за проезд по дорогам пока не коснулась их кошелька. А об уже заложенной в функционал «Платона» способности собирать деньги и с легковых машин, их владельцы, видимо, пока не догадываются. Пожалуй, лишь с этой точки зрения можно объяснить, что в целом за внедрение системы сбора денег с дальнобойщиков выступают 40% водителей «легковушек». Среди владельцев компаний-грузоперевозчиков эта доля прогнозируемо ниже (18%), а среди самих дальнобойщиков за «Платон» высказались лишь 3% опрошенных. Введение системы в действие вызвало многочисленные протестные акции дальнобойщиков по всей стране. Однако свою протестную активность против системы «Платон» опрошенные участники движения рассматривают скорее как возможность привлечь внимание общественности и руководства страны к своим проблемам. При этом ольшинство опрошенных – 74% руководителей компаний и по 65% дальнобойщиков и водителей легковушек – считают, что протесты не приведут к отмене системы сбора денег с большегрузов.

Меду тем, в конце прошлого года, сразу после введения для дальнобойщиков платы за проезд по федеральным трассам, портал «АвтоВзгляд» организовал свое собственное исследование общественного мнения на эту тему. Мы спросили читателей: поддержат ли они требования дальнобойщиков об отмене сбора с 12-тонников в случае проведения референдума по такому вопросу?

В нашем опросе приняли участие 8 606 человек. Подавляющее большинство голосовавших тогда, а именно 73%, высказали солидарность с требованиями владельцев фур. Поддержали сборы с дальнобойщиков лишь 23% участников опроса и еще 4% заявили, что вся эта борьба из не касается.