Полис ОСАГО порозовеет и по приказу Путина заработает без «износа»

Российский союз автостраховщиков (РСА) презентовал полис ОСАГО нового образца, который выйдет в обращение летом этого года. Параллельно страховщики предложили не учитывать «износ» машины в случае, когда пострадавший в аварии автовладелец решит получить компенсацию не деньгами, а «ремонтом».

РСА рассказал, как будет выглядеть полис ОСАГО нового типа, продажи которого начнутся 1 июля 2016 года. Во-первых, его бланк сменит цвет с зеленоватого на розовый. Обновят и графические композиции. У двухслойных бланков отрывная часть станет фиолетовой. Изменится шрифт, размер и расположение водяных знаков. «На просвет будут по центру видны изображения автомобиля, вертикально по бокам — логотип РСА», — пояснил президент союза Игорь Юргенс. Кроме того, у бланка документа изменится размер и расположение металлизированной нити. На ней будут нанесены буквы «ОСАГО». А на просвет станет видна надпись «полис».

В верхнем правом углу бумаги появится QR-код. На начальном этапе он будет содержать информацию о том, для какой компании бланк отпечатан. Впоследствии в нем появятся данные об автовладельце и его машине, имеющиеся в базе АИС РСА.

Считается, что замена затеяна ради борьбы с фальшивыми бланками ОСАГО. По данным РСА таковых на рынке сейчас около 10%, что соответствует 4 млн. штук. Люди стали массово покупать их после того, как почти год назад стоимость «автогражданки» выросла практически вдвое. Юргенс уверяет, что для подделки нового полиса изготовителям фальшивок потребуется не менее двух лет.

Чуть ранее исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сообщил, что союз подготовил поправки к закону об ОСАГО, которые наделяют страховщиков преимущественным правом в выборе натуральной формы возмещения ущерба перед денежной. При такой форме возмещения степень износа автомобиля учитываться не будет. Другими словами страховщик станет решать, что ему выгодней: отремонтировать авто пострадавшего или выплатить ему денежную компенсацию. Причем во втором случае, при ее расчете будет как и сейчас учитываться коэффициент износа авто, зависящий от возраста машины и достигающий 50%. При ремонте машины «износ» применяться не будет.

И это, конечно, хорошо. Нвызывает массу вопросов предложение не учитывать «износ». Получается, что страховщики все-таки имеют финансовые ресурсы для этого? В таком случае, почему это не делается с самого первого дня появления института ОСАГО? То есть более десяти лет страховщики нагло обманывали-разводили автовладельцев? А если верно то, что выплачивать компенсации «без износа» они сейчас не могут, откуда на это появятся средства в будущем? Кроме нового повышения тарифов по ОСАГО, иных денежных источников для этого не просматривается.

А не за горами выборы президента. Очередное резкое подорожание ОСАГО – не лучший фон для кампании. Исходя из этого можно заключить, что коли Владимир Путин сам поручил перейти на натуральное возмещение по ОСАГО, в списке кандидатов на ближайших президентских выборах его фамилии не будет.

Необходимость введения натурального возмещения ущерба РСА объясняет борьбой с «автоюристами», которые сейчас отсуживают у страховых компаний больше, чем те готовы выплачивать по ОСАГО. Жадность страховщиков, которая, собственно и породила бизнес «автоюристов», привела к тому, что за 2015 год последние отсудили, в общей сложности, 10 млрд. рублей.

Возмещение ущерба «ремонтом», скорее всего, введут не позже начала следующего года. Хотя бы потому, что после недавнего общения с Владимира Путина с народом появилось соответствующее поручение президента. Но при этом необходимо разработать, образно говоря, «Единую методику по ремонту транспортных средств в рамках ОСАГО».

В ней должно быть прописано, что при ремонте по ОСАГО использовать неоригинальные и бывшие в употреблении запчасти нельзя, крепеж типа «синяя изолента» применять запрещается, покраска кузова «акварельными красками» не допускается и тому подобные ограничения.

Без подобного регламентирующего документа страховщики будут вынуждать заставлять автосервисы снижать расценки на ремонт, а последние начнут максимально экономить на качестве. В результате, как это ни парадоксально, бизнес автоюристов только расцветет. Просто автовладельцы станут судиться со страховщиками не по поводу недостаточного размера выплаченной компенсации, а по поводу неудовлетворительного качества ремонта машины. И, разумеется, будут выигрывать суды. Вот тогда то нынешние потери от деятельности «автоюристов» покажутся игрокам страхового рынка сущими копейками!