24632

Разговор по мобильному за рулем не только отвлекает, но и отупляет водителя

Медики хотят запретить любое использование сотового телефона за рулем
Несмотря на специальную статью в КоАП РФ, предусматривающую штраф в 500 рублей за пользование за рулем мобильником без «хендc фри», ситуация к лучшему в этом плане изменилась мало. То ли потому, что штраф мал, то ли от того, что гаишникам не с руки в массовом порядке отслеживать это нарушение. И уж точно по причине, что российский, да и не только водитель не считает его серьезным, опасным. Между тем, Всемирная организация здравоохранения настаивает на полном запрете разговоров по «мобиле» — что с «хенд фри», что просто с «хенд».
Изображение Разговор по мобильному за рулем не только отвлекает, но и отупляет водителя

ВОЗ, вникнув в суть проблемы и организовав во многих странах мира широкие исследования с участием полиции и специалистов, опубликовала красочно оформленный доклад, в котором поставила точки над «i»: да, «мобильник», отвлекающий внимания водителя от дороги и руля, — просто убийственный гаджет!

Вообще-то, отмечают авторы доклада, любое отвлечение внимания водителя является важным фактором риска дорожно-транспортного травматизма — не менее опаснее, чем недавно запрещенное в РФ «опасное вождение». Отвлекающих факторов в избытке и они делятся на те, что «работают» внутри салона (разговор или чтение/отсылке СМС, интернет в «мобиле», настройка мультимедийной системы, бутерброд с кофе или навигатор), и на те, что подстерегают «за бортом» авто — «выразительный» рекламный щит, красивая девушка на обочине или лошадь, скинувшая на придорожном поле пьяного пастуха. Однако озабоченность специалистов по безопасности движения во многих странах сейчас более всего вызвали именно «мобильники» — и те, что в руке, и те, что «без рук».

Фото technobuffalo.com

Дело в том, что им уже очевиден огромный потенциальный риск, создаваемый средствами мобильной связи для людей, сидящих за рулем. Во-первых, из-за экспонентного роста их числа в обществе. Во-вторых, из-за постоянного усложнения условий трафика — число автомобилей мало того, что растет, так они еще и становятся все более динамичными.

Исследования, проведенные в ряде стран, показывают, что доля водителей, пользующихся во время движения мобильной связью, увеличилось за последние пять-десять лет с 1-го до 15%. Причем, эти данные получены лишь после того, как происходит ДТП, а истинное число любителей «мобильно» пообщаться или хотя бы отвечать на «входящие», много больше.

Вот разъяснение ученых, найденное с помощью специальных тестов, важное для понимания серьезности проблемы: пользование мобильной связью за рулем не только отвлекает внимание и ум водителей от ситуации на дороге, а руки от руля. Эта возникающая отвлеченность есть так называемое когнитивное отвлечение, т. е. снижающее способность подключать мозг для оценки происходящего вокруг него, в том числе и на дороге. Или, другими словами, «тупит» его мыслительные познавательные способности. Понятно, что такое временное «отупение» может оказать существенное влияние на поведение шофера.

Фото ehighvalleylive.com

Ученые доказали, что звонок по «мобиле» снижает реакцию водителя на необходимость торможения, на сигналы светофора, на его навык двигаться в правильном ряду, держать дистанцию, воспринимать нужный уровень информированности о дорожной ситуации.

Особую озабоченность специалистов вызывают и весьма негативные последствия общения водителя с окружающим миром с помощью такого дешевого (а потому столь привлекательного!) вида мобильной связи как СМС. Мобильный обмен водителей текстовыми сообщениями стало особо опасной проблемой безопасности движения даже в большой степени, чем привычка дам прихорашиваться и решать свои косметические проблемы на ходу с помощью зеркала заднего вида.

По мнению авторов доклада, данные, которыми они располагают в настоящее время, показывают, что у водителей, пользующиеся мобильными телефонами, вероятность влететь в серьезное ДТП примерно в четыре раза выше, чем у коллег, соблюдающих в этом плане ПДД, И это в равной степени касается и тех, кто употребляют мобильную связь за рулем как с помощью устройств «хенд фри», так и другими навороченными мультимедийными гаджетами.

Какие же рецепты борьбы с любителями поговорить за рулем по «мобиле», бесспорно представляющими серьезную общественную опасность для других участников дорожного и придорожного движения, предлагает ВОЗ? К их числу эксперты относят ужесточение наказания за пользование «мобильником» хоть в руках, хоть с «хенд фри» и рассмотрение судами факта телефонного общения в момент ДТП как отягчающее вину обстоятельство.

Для чего, и это уже делается в ряде стран, нужно лишь распространять этот опыт, дорожная полиция должна строже и с большей ответственностью отслеживать нарушение — с помощью биноклей, более «остроглазых» видеокамер наблюдения — стационарных и передвижных, вплоть до засад с фоторегистрацией и использованием патрулей полиции на мотоциклах. Кстати, проведенный мониторинг показал, что на тех участках дорог, на которых водителям известно о том, что проводятся специальные полицейские акции по ловле водил, пользующихся «мобилами», процент «мобильных говорунов» резко снижается. Широко используются и предупреждающие специальные дорожные знаки.

Фото wordpress.com

Авторы доклада уверены в том, что следует во всех национальных ПДД прописать полный запрет на пользование за рулем и «громкой связью», и в особенности устным набором и прослушиванием текстов SMS аудиопользование интернетпочтой, что становится возможным благодаря новым гаджетам.

Пользование всеми этими возможностями современных коммуникационных систем следует разрешить, по мнению специалистов ВОЗ и многих представителей национальных служб безопасности на дорогах, только в авто, стоящем на обочине с выключенным двигателем. Более того, в докладе ВОЗ указывается на необходимость потребовать от производителей автомобилей устанавливать в салонах специальные приборы, выключающие коммуникационные гаджеты и приложения, если автомобиль на ходу, а также сигнализирующие дорожной полиции о том, что в данном движущемся автомобиле работает мобильная связь. Об этом уже ведутся переговоры с автопромышленностью, дело за национальными законодателями.