Как в США ограничивают права водителей-тинейджеров

Фото kiplinger.com
Вот уже второй год в стране идет дискуссия на тему допуска подростков к управлению автомобилем. Громче всего об этом еще в 2014 году заявил депутат Олег Смолин, по чьей инициативе в Госдуме всерьез обсуждалась такая возможность. Однако главный думский знаток проблем безопасности дорожного движения г-н Лысаков дал мощный отлуп этой инициативе. Что, в общем-то, на данном историческом этапе совершенно справедливо. Однако рано или поздно вопрос опять встанет в повестку дня.

И вот тут — редкий случай — когда нам действительно имеет смысл обратиться к зарубежному опыту. И в первую очередь такой автомобильной державы, как США, где тинейджер может получить «права» (в зависимости от штата), когда ему стукнет от 14 лет и 3 месяцев до 17, а в среднем — в 16 годков.

Но при этом американские власти забили тревогу: в последние годы кривая смертности на дорогах по вине и с участием тинейджеров, а также водителей до 25 лет резко пошла в гору (только в минувшем августе на американские дороги выехало 360 000 свежеиспеченных водил-подростков). До такой степени, что главный редактор авторитетного международного журнала Automotive News Кэйт Крэйн на днях посвятила этой теме свою редакционную колонку, в которой, в частности, пишет о необходимости серьезно повысить качество обучения в автошколах, так как по ее мнению, плохо обученные водители-новички представляют большую опасность, чем пьяные за рулем, ведь первых значительно больше и их число с каждым годом только растет (резонно заметить, что у нас такая же картина).

В этой же публикации Крэйн воздает хвалу новинкам от Chevrolet. Дело в том, что популярный и в России бренд объявил о том, что его новые версии электромобилей Bolt EV и Volt EV (неплохо продаваемые в США и модные у молодежи) получили специальный технологический пакет Teen Driver technology (TDt), включающий набор устройств для водителей-тинейджеров, а в будущем году этот пакет будет доступен покупателям десяти моделей легковых авто, SUV и легких грузовиков компании.

Фото media.gm.com

Что же эта за спецтехнология для подростков и пригодилась бы она для совершеннолетних молодых и неопытных водил? Пакет Chevrolet TDt сначала напоминает о необходимости пристегнуть ремни безопасности, о всех случаях превышения скорости, допустимой в данных условиях трафика, а затем включает системы активной безопасности, призванные исправить ошибки водителя в конкретной дорожной ситуации.

Система TDt для повышения безопасности движения подавляет работу радиоприемника или любого другого сопряженного мульмедийного устройства, когда сидящие впереди пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности. Она также подает звуковые и визуальные предупреждения, когда машина движется быстрее, чем заранее введенные родителями лимиты скорости, и позволяет «предкам» с помощью «мобильника» придавить звук радио или CD плеера, дабы он не отвлекал внимание юнца-водителя от дороги.

Когда за рулем подросток, автоматически включаются другие системы безопасности, который водитель не может отключить, такие как ассистент удержания авто в полосе движения, ассистент передней и задней парковки, системы предупреждения об уходе с полосы движения, появлении опасности в «слепой зоне», на боковых примыкающих дорогах, сзади автомобиля, об угрозе лобового столкновения, о включении системы автоматического торможения перед препятствием, появившемся впереди или сзади, систем контроля тягового усилия и устойчивости на дороге, автоматического управления осветительными приборами днем.

Фото magazine.ucla.edu

Кроме того, родители получают электронную карту, на которой фиксируется километраж, пройденный за день наследником, максимальная допущенная им скорость, громкость включенных аудисистем, тяговое усилие мотора, все случаи полного открытия дроссельной заслонки. Эта карта позволит родителям проводить дома полезный и назидательный «разбор полетов».

Наверное, такие технологии были бы весьма полезны и у нас, когда дело касается недавно «вылетевших» из гнезда автошкол или системных нарушителей ПДД, таких как мажоры или откровенные водители-хамы. Кстати сказать, Кэйт Крэйн призвала всех автопроизводителей опционно оснащать свои новые модели технологических пакетом типа Chevrole DTt. Вполне возможно, так и случится. И тогда почему бы и в России уже всерьез не задуматься о допуске за руль молодых и ранних?..