62087

Продолжительность жизни выросла: в России станет больше аварий с водителями-пенсионерами?

Как ни странно, но за последние десять лет средняя продолжительность жизни в России выросла на 4,5 года. Но значит ли это, что на дорогах с каждым днем становится все больше потенциальных аварийщиков — то есть пенсионеров? Не пора ли в самом деле вводить возрастные ограничения, дабы предотвратить тысячи смертельных ДТП? В этом деликатном вопросе разобрался портал «АвтоВзгляд».
Изображение Продолжительность жизни выросла: в России станет больше аварий с водителями-пенсионерами?

Выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, президент России Владимир Путин отметил, что средняя продолжительности жизни за период с 2009 по 2019 год увеличилась на 4,5 года. Одни восприняли эту новость с восторгом, порадовавшись за близких и себя любимых. Другие — напротив, насторожились. Ведь если граждане дольше живут, значит, они и на машинах ездят дольше.

А в чем, собственно, проблема? В нашем обществе прочно закрепился стереотип о том, что пожилой человек за рулем — это угроза. Ведь атеросклероз, деменция, катаракта, глухота, рассеяность и прочие типично старческие заболевания никак не сочетаются с «источником повышенной опасности».

Многие убеждены, что место пенсионера — в мягком кресле перед телевизором или на грядке, но никак не за рулем. И уже давно пора бы вводить в России возрастные ограничения, которые заставят стариков отказаться чуть ли не от последней в жизни радости — водить любимый автомобиль. Но в самом ли деле они так опасны?

www.yettermays.com

ЗА РУБЕЖОМ

Во многих странах проблему «пенсионного» вождения возводят в ранг особо острых. Так, в Италии стариков уже обязали проходить дополнительные ежегодные осмотры у терапевтов, в Великобритании — убирать «права» в ящичек по достижении 70 лет. А в Германии пожилых водителей пересаживают на общественный транспорт, обменивая «корочку» на бесплатный проездной.

В прочих государствах борьба за снижение числа моторизованных пенсионеров ведется с меньшим успехом. Как правило, активисты, заручившиеся поддержкой психологов и врачей, предлагают какие-либо инициативы, но они отклоняются властями и другими активистами, расположившимися по иную сторону баррикад. Мол, введение ограничений и запретов — прямое нарушение прав граждан, дискриминация по возрастному признаку, абсурд.

www.slobodenpecat.mk

К НАШИМ БАРАНАМ

Следуя примеру зарубежных коллег, и российские активисты то и дело выносят на публику свои рассуждения на заданную тему. К примеру, четыре года назад столичный муниципалитет района Арбат выступил с предложением отмечать автомобили пенсионеров специальными наклейками — по типу восклицательных знаков на желтом фоне, обязательных для новичков. Авторы идеи поддержки не получили. Но подобная инициатива не первая и уж точно не последняя.

По мнению Петра Шкуматова, координатора движения «Общество Синих Ведёрок», прежде чем вводить какие-либо ограничения и запреты, необходимо тщательно изучить статистику по авариям с участием пенсионеров. Причем не сводки, которые время от времени публикуются Госавтоинспекцией, а первичные данные. А до того, по словам нашего собеседника, любые суждения субъективны и бессмысленны.

Фото: journalstar.com

СЛОВО ЦИФРАМ

Тем не менее, мы все же ознакомились со сводными данными по авариям, обнародованными ГИБДД. Да, в них наверняка есть погрешности, но они все же дают некое общее представление о том, как же сейчас обстоят дела с «пенсионными» происшествиями.

Итак, за первые девять месяцев нынешнего года по вине водителей, чей возраст превышает 70 лет, случилось 2402 аварии, в которых погибли 252 человека. За аналогичный период 2019-го пенсионеры спровоцировали 2538 происшествий, унесших жизни — также — 252 граждан. Убитых транспортными средствами осталось столько же, а самих катастроф стало на 5,4% меньше.

thescanfoundation.org

Вероятно, снижение аварийности связано с пандемией коронавируса, вынудившей пожилых граждан просидеть несколько месяцев в том самом кресле перед телевизором. Поскольку старикам не нужно каждый день ездить на работу — они на своих машинах выбираются разве что в магазин, да на дачу — вряд ли можно было бы увидеть большие показатели.

«Ну и что, аварий все равно много!» — воскликнете вы. И хотя сравнивать количество ДТП, спровоцированных пенсионерами и молодежью некорректно в виду численного преимущества последних, мы таки дадим вам пищу для размышлений. «Горячие и дерзкие» (водители в возрасте 18—21 года) в январе-сентябре 2020-го стали виновниками 4590 происшествий, в которых погибли 448 человек.

www.shutterstock.com

НЕ ТАМ ИЩЕМ

Пенсионеры не представляют такой большой угрозы, как принято считать. Статистика гласит, что на «пожилые» ДТП по итогу первых трех кварталов года пришлось всего 2% от общего числа аварий. Хоть мы порой и ругаемся на стариков, слепо перестраивающихся аккурат в наши машины, бояться стоит в первую очередь таксистов, активных «юзеров» каршеринга и гламурных дамочек, покупающих «права» на деньги спонсоров — вот где вся аварийность.

Напротив, нам бы поучиться у пенсионеров их выдержке, хладнокровию и уважению к ПДД. Не лихачат, осознанно не подрезают, разметку соблюдают. Сердечко же может прихватить в наше неспокойное время у любого. Да и назвать нас шибко внимательными сложно — смартфоны, громкая музыка, излишняя уверенность в себе.

В общем, возраст «рулежке» — не помеха. Главное — умение адекватно оценивать ситуацию и свои возможности.