91499

Электронная база полисов ОСАГО грабит автовладельцев

РСА закрывает глаза на обман дисциплинированных водителей
Благодаря то ли раздолбайству, то ли какому-то умыслу со стороны Российского союза автостраховщиков (РСА), далеко не каждый дисциплинированный водитель может получить законную скидку на полис ОСАГО за безаварийную езду.
Изображение Электронная база полисов ОСАГО грабит автовладельцев

Повышения тарифов ОСАГО – в октябре 2014 года и 12 апреля 2015 означают более чем двукратный рост базовой цены полиса ОСАГО. А различные коэффициенты, применяемые при вычислении цены полиса для конкретного водителя, делают скачок его стоимости еще более внушительным. И только коэффициент «бонус-малус» позволяет хоть как-то снизить платежи в пользу «жирных страховых котов». За каждый год езды без аварий автовладельцу начисляется 5-процентная скидка при покупке следующего полиса ОСАГО. То есть за первый год без аварий вы получите коэффициент «бонус-малус» (сокращенно – КБМ) в размере 0,95, а за 10 лет дисциплинированного вождения КБМ достигнет величины 0,5. При таком КБМ стоимость полиса ОСАГО снижается вдвое!

Но, оказывается, действующее законодательство различает два типа КБМ. Один – для водителя машины, а другой – для ее собственника. Даже когда водитель является и собственником машины. Бред? Да, но только с точки зрения добросовестного и дисциплинированного водителя-собственника. А для страховой компании сей нюанс – очень даже полезная вещь! Помогает на совершенно законных основаниях «обнулить» водителю его безаварийный стаж и содрать с него лишнюю денежку за полис ОСАГО – как с новичка!

Автор этих строк столкнулся с данной ситуацией на собственном опыте – когда решил впервые за много лет застраховать свое личное авто не как «собственник», а как «водитель». То есть, до сих пор полис обязательного страхования на машину оформлялся «без ограничения круга лиц допущенных к управлению» и «бонус-малус» фиксировался как для собственника. В связи с подорожанием базовой цены ОСАГО, решил ограничить «круг лиц», вписав в страховку только себя – у меня же накопился КБМ равный 0,5, надо пользоваться! Но при оформлении полиса база данных Российского союза автостраховщиков, – АИС РСА, – сообщила, что мой КБМ равен не 0,5, а 1 и платить за ОСАГО я должен как начинающий водитель!

После обращения в РСА выяснилось, что фактический более чем 10-летний безаварийный стаж совершенно никого не интересует: страхуешься как собственник – подавись своими 0,5, страхуешься как водитель – плати уже как новичок, по полной программе. Невероятно, но факт: полис ОСАГО, позволяющий садиться за руль вчерашнему выпускнику автошколы, стоит дешевле, чем если бы в него были вписан единственный водитель с многолетним безаварийным опытом. Получается, что логика базы данных РСА работает по принципу: опытный водитель на дороге вдвое опасней, нежели новичок. Идиотизм? Похоже, что нет, не идиотизм, а самая настоящая система.

Неоднократные запросы в РСА и консультации со специалистами показали, что законодательство позволяет применить накопленный КБМ «собственника» в случае, если он решит застраховать машину как «водитель». А в электронной базе АИС РСА, оказывается подобная функция, судя по всему, не предусмотрена в принципе! По крайней мере, ни один представитель РСА так и не смог ответить на вопрос: что же следует предпринять автовладельцу, попавшему в ситуацию, аналогичную моей? То есть вообще ничего. Пришлось опять покупать оказавшийся менее дорогим полис «без ограничения круга лиц» - ездить то надо.

Сложно предположить, что автор этих строк единственный в России автовладелец, которого дикое подорожание ОСАГО загнало в подобную ситуацию. «Маленькие хитрости» АИС РСА, фактически, не позволяют гражданину реализовать свои законные права. Что-то придется с этим делать: то ли писать жалобы в прокуратуру, то ли мегарегулятору страхового рынка Центробанку, то ли сразу в суд идти надо...