Электронная база полисов ОСАГО грабит автовладельцев

Благодаря то ли раздолбайству, то ли какому-то умыслу со стороны Российского союза автостраховщиков (РСА), далеко не каждый дисциплинированный водитель может получить законную скидку на полис ОСАГО за безаварийную езду.

Повышения тарифов ОСАГО – в октябре 2014 года и 12 апреля 2015 означают более чем двукратный рост базовой цены полиса ОСАГО. А различные коэффициенты, применяемые при вычислении цены полиса для конкретного водителя, делают скачок его стоимости еще более внушительным. И только коэффициент «бонус-малус» позволяет хоть как-то снизить платежи в пользу «жирных страховых котов». За каждый год езды без аварий автовладельцу начисляется 5-процентная скидка при покупке следующего полиса ОСАГО. То есть за первый год без аварий вы получите коэффициент «бонус-малус» (сокращенно – КБМ) в размере 0,95, а за 10 лет дисциплинированного вождения КБМ достигнет величины 0,5. При таком КБМ стоимость полиса ОСАГО снижается вдвое!

Но, оказывается, действующее законодательство различает два типа КБМ. Один – для водителя машины, а другой – для ее собственника. Даже когда водитель является и собственником машины. Бред? Да, но только с точки зрения добросовестного и дисциплинированного водителя-собственника. А для страховой компании сей нюанс – очень даже полезная вещь! Помогает на совершенно законных основаниях «обнулить» водителю его безаварийный стаж и содрать с него лишнюю денежку за полис ОСАГО – как с новичка!

Автор этих строк столкнулся с данной ситуацией на собственном опыте – когда решил впервые за много лет застраховать свое личное авто не как «собственник», а как «водитель». То есть, до сих пор полис обязательного страхования на машину оформлялся «без ограничения круга лиц допущенных к управлению» и «бонус-малус» фиксировался как для собственника. В связи с подорожанием базовой цены ОСАГО, решил ограничить «круг лиц», вписав в страховку только себя – у меня же накопился КБМ равный 0,5, надо пользоваться! Но при оформлении полиса база данных Российского союза автостраховщиков, – АИС РСА, – сообщила, что мой КБМ равен не 0,5, а 1 и платить за ОСАГО я должен как начинающий водитель!

После обращения в РСА выяснилось, что фактический более чем 10-летний безаварийный стаж совершенно никого не интересует: страхуешься как собственник – подавись своими 0,5, страхуешься как водитель – плати уже как новичок, по полной программе. Невероятно, но факт: полис ОСАГО, позволяющий садиться за руль вчерашнему выпускнику автошколы, стоит дешевле, чем если бы в него были вписан единственный водитель с многолетним безаварийным опытом. Получается, что логика базы данных РСА работает по принципу: опытный водитель на дороге вдвое опасней, нежели новичок. Идиотизм? Похоже, что нет, не идиотизм, а самая настоящая система.

Неоднократные запросы в РСА и консультации со специалистами показали, что законодательство позволяет применить накопленный КБМ «собственника» в случае, если он решит застраховать машину как «водитель». А в электронной базе АИС РСА, оказывается подобная функция, судя по всему, не предусмотрена в принципе! По крайней мере, ни один представитель РСА так и не смог ответить на вопрос: что же следует предпринять автовладельцу, попавшему в ситуацию, аналогичную моей? То есть вообще ничего. Пришлось опять покупать оказавшийся менее дорогим полис «без ограничения круга лиц» - ездить то надо.

Сложно предположить, что автор этих строк единственный в России автовладелец, которого дикое подорожание ОСАГО загнало в подобную ситуацию. «Маленькие хитрости» АИС РСА, фактически, не позволяют гражданину реализовать свои законные права. Что-то придется с этим делать: то ли писать жалобы в прокуратуру, то ли мегарегулятору страхового рынка Центробанку, то ли сразу в суд идти надо...