Что изменится в ОСАГО после скандала с «Росгосстрахом»

Центробанк вновь разрешил «Росгосстраху» торговать полисами ОСАГО. Страховая компания якобы выполнила предписания мегарегулятора. Российский союз автостраховщиков попытался сделать выводы из скандала.

С 8 июня Центробанк разрешил ООО «Росгосстрах» возобновить торговлю полисами обязательного автострахования «в связи с устранением нарушений порядка заключения договоров ОСАГО, явившихся основанием для ограничения лицензии». Напомним, что Банк России приостановил лицензию «Росгосстраха» на работу с ОСАГО с 27 мая 2015 года. Тогда «Вестник Банка России» пояснил, что претензии к «Росгосстраху» заключаются в «нарушении порядка заключения договоров ОСАГО, в частности, применения коэффициента бонус-малус при расчете страховой премии по ОСАГО». Как сообщает сейчас Центробанк, «Росгосстрах» предоставил ему некие документы, подтверждающие принятие компанией мер по исправлению нарушений в ОСАГО.

Другими словами, «Росгосстрах» письменно пообещал исправиться. Но надо полагать, что никому из десятков тысяч автовладельцев, чей стаж безаварийной езды агентами «Росгосстраха» был самовольно аннулирован, никто компенсировать переплату за полисы ОСАГО не будет. Как не будут расторгаться и уже «впаренные» агентами «Росгосстраха» в нагрузку к ОСАГО страховки жизни, имущества и погоды на завтра. Впрочем, мы и не сомневались, что «Росгосстраху» лицензию восстановят в кратчайшие сроки. Ведь во многих регионах кроме «Росгосстраха» вообще не у кого купить полис «автогражданки». Компании группы доминируют, по данным ФАС, в 65 регионах России. На данный момент они продают 37% всех полисов ОСАГО в стране!

«Показательная порка» крупнейшей компании-страховщика должна, по идее, пойти на пользу не только ее клиентам. Скандал заставил пошевелиться и Российский союз автостраховщиков (РСА), мирно «спавший» в течение более чем десятилетней истории ОСАГО в России. Председатель РСА Игорь Юргенс даже пообещал изменить правила профессиональной деятельности страховщиков, касающиеся продажи полисов ОСАГО:

– Необходимо, чтобы при продаже полисов ОСАГО граждане были уведомлены о праве заключения договора в день обращения и без приобретения дополнительных услуг, о праве на скидки за безаварийную езду (применение коэффициента «бонус-малус»), о праве получения страховой премии в течение 10 дней в полном размере при расторжении дополнительного договора добровольного страхования в течение 5 рабочих дней с даты его заключения при условии, что страховой случай не наступил, а также о праве осуществлять аудио-, видеозапись процесса заключения договора ОСАГО, должна быть обеспечена возможность заключения договоров ОСАГО в течение всего времени работы офиса, – заявил он.

Все эти «нужно чтобы...» и «страховщики должны...», теоретически действуют и сейчас. Но за невыполнение этих требований страховые компании никто всерьез не наказывал. Пожалуй, 12 дней на «скамейке запасных» для «Росгосстраха» – первый заметный прецедент такого рода. Поглядим, насколько заметным будет воспитательный эффект от действий Центробанка и как быстро страховые компании позабудут этот урок.