Страховщиков заставляют экономить деньги клиентов

Скандал с Росгосстрахом заставил страховщиков наступить на горло собственной песне и на корню пресечь порочную практику многих компаний по навязыванию дополнительных услуг клиентам, пришедшим всего лишь купить полис ОСАГО. Заодно обязав их четко считать и учитывать понижающие коэффициенты.

По крайней мере, об этом на днях заявил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Он сообщил, что президиум РСА утвердил новые правила профессиональной деятельности для страховщиков ОСАГО. Они вступят в силу буквально на днях, после того как их одобрит Центробанк. Мы разобрались, какую пользу новации принесут простому водителю.

Главное тут, как мы уже сказали, лишение страховщиков даже малейшей возможности навязать дополнительные услуги в виде, например, покупки того же полиса добровольного страхования жизни и здоровья или любого иного страхового продукта. Более того, теперь сотрудники компаний обязаны информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг, а также ознакомить с содержанием информационной брошюры «ОСАГО+», разработанной Банком России. При этом все общение со страховщиком клиент может вести аудио- и видеосъемку происходящего в офисе в момент заключения договора. И у страховщика нет права ему препятствовать. А если попробует, то гражданин сможет немедленно пожаловаться в Банк России: страховые компании обязаны теперь в доступном для клиентов месте вывесить не только внутренние документы компании, устанавливающие порядок осмотра ТС, в том числе перечень мест и сроки проведения осмотра, но и подробную информацию о способах связи с Банком России. Впрочем, после истории с Росгосстрахом, вряд ли какая компания решится на повторение его «подвигов».

Вторая приятная новость: страховщик будет обязан информировать клиента о значении коэффициента «бонус-малус» (скидки за безаварийную езду или наооборот – увеличение стоимости полиса для «аварицщиков), полученного с использованием сведений из автоматизированной информационной системы (АИС РСА). Правда, система эта, содержащая данные о всех водителях и их машинах, настолько не отлажена, что позволяет страховщикам безнаказанно мухлевать с назначением этого коэффициента (как это происходит вы можете узнать здесь).

И, кстати, об информационных системах. С 1 августа 2015 года в стране, наконец-то начнет единая автоматизированная информационной системы Бюро страховых историй (ЕАИС БСИ). В ней, по аналогии с АИС РСА, будет содержаться вся информация по договорам КАСКО И ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности).

Напомним, что в отличие от ОСАГО, в КАСКО не было единых для всех страховщиков правил страхования и перечня информации, которую они обязаны были бы вести по каждому своему клиенту. То есть «аварийный» водитель мог хоть каждый год менять страховщика, стремясь купить КАСКО по-дешевле. В итоге страховщики не имели возможности точнее оценивать вероятность наступления страхового случая и предлагать клиентам более справедливые тарифы. С появлением такой общей базы можно надеятся, что дорогущие нынче полисы КАСКО хоть немного подешевеют для аккуратных водителей.

Правда, подчеркивает г-н Юргенс, «передача так называемых исторических данных, то есть информация по заключенным до 1 августа договорам, в систему невозможна – слишком разная у страховщиков велась статистика. Соответственно, страховые истории только начнут формироваться, и полноценная информация, дающая возможность оценить аварийность водителей, накопится в течение двух-трех лет». Так что, повторимся, «справедливых» тарифов на КАСКО придется подождать.