Меньше 3% всех попавших в аварии в Москве водителей согласились оформить их по «европротоколу»

«Российский союз автостраховщиков» (РСА) радостно рапортует, что «число обращений в страховые компании с документами, оформленными без участия представителей ГИБДД («европротокол») в июле в Москве выросло по сравнению с июнем в 2,4 раза и составило 14,2% от общего числа заявлений в страховые компании в рамках прямого возмещения убытков». Но в абсолютных цифрах все выглядит не столь радостно.

Согласно статистике страховщиков, в июле в рамках «европротокола» к ним обратилось 1536 автовладельцев. Но если учесть, что в Первопрестольной в день случается минимум 1500 аварий, то есть 45 000 в месяц, выходит, что без участия ГИБДД оформить инцидент решились лишь 3% автострадальцев. Величина, согласитесь, ничтожно малая, особенно если учесть, что аварий в столице происходит гораздо больше.

И мало того, что водители не горят желанием оформлять «европротокол», так при этом страховщики не уточнили, скольким из них в компенсации отказали. А уж в том, что отказов было достаточно, свидетельствуют сами страховые компании. Так, по словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, «наибольшие проблемы возникают при заполнении пункта «16. Обстоятельства ДТП». Граждане либо проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16). Также и по пункту «17. Схема ДТП». Водители либо вообще не изображают схему ДТП, либо изображают два автомобиля и более ничего, т.е. не указывают ни названий улиц, ни дорожных знаков или хотя бы линий дорожной разметки. Отсутствие этой информации не позволяет страховщику правильно и объективно понять обстоятельства причинения вреда в результате ДТП. Необходимо обратить внимание на пункт 18 бланка «Извещения о ДТП» – именно в этом пункте водители ставят свои подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в оценке обстоятельств причинения вреда и перечня видимых повреждений автомобилей. Если отсутствие разногласий не подтверждено, то урегулирование страхового случая не может быть проведено в рамках «европротокола». Кстати, подробную инструкцию по заполнению этого документа вы можете найти здесь.

Не сообщив о числе отказов в выплатах, г-н Юргенс умолчал и о том, что для получения максимальной компенсации, а в той же Москве она составляет 400 000 рублей, автомобиль должен быть вооружен видеорегистратором с GPS. Отсутствие показаний этого гаджета автоматически понижает выплаты до общероссийских 50 000 «деревянных». То есть можно предположить, что граждане, даже добившиеся «еврокомпенсаций», получили их в неполном объеме.

Тем не менее, нельзя не согласиться с РСА, что пусть и очень медленно, но «европротокол» начал приживаться в стране. Скажем, в Санкт-Петербурге четверть всех обращений к страховщикам оформлена по «европротоколу». Но, как нам кажется, стопроцентного охвата «европротоколом» всех аварийщиков в обозримом будущем, несмотря на все старания властей и страхового лобби), не случится, достигнув и замерев на отметке 25-30 процентов от всех обратившихся за компенсацией. Но и это станет большим успехом.

Кстати, нелишним будет напомнить, что водители, оформившие ДТП по «европротоколу», должны в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после аварии, вручить каждый свой экземпляр своему страховщику или направить эти извещения любым способом, обеспечивающим подтверждение получения. Иначе выплат не видать.