39818

Страховщики готовы вернуть деньги за навязанные услуги. Но не всем

«Период охлаждения» продлится 5 дней
Шанс отказаться от навязанных страховщиками при продаже полиса ОСАГО дополнительных страховых продуктов, появится вскоре у автовладельцев. Как сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, эпохальное решение может быть принято уже 1 октября.
Изображение Страховщики готовы вернуть деньги за навязанные услуги. Но не всем

Напомним, что совсем остро вопрос об отказе ряда страховых компаний продавать полисы ОСАГО без покупки клиентом, например, полиса добровольного страхования жизни или дачи, встал после того, как подобным навязыванием дополнительных услуг стал в массовом порядке грешить «Росгосстрах» (подробнее об этом скандале можно прочитать здесь). У последнего, в назидание другим, даже временно отобрали лицензию на торговлю «автогражданкой».

Итогом скандала стало, во-первых, требование ЦБ РФ ввести в практику купли-продажи ОСАГО так называемого периода охлаждения – то есть определенного времени, в течение которого гражданин может отказаться от купленного ими полиса любого добровольного вида страхования, не потеряв на этом ни копейки. И, во-вторых, само страховое сообщество приняло новые правила профессиональной деятельности (ППД), где четко прописаны стандарты работы как самих страховщиков, так и агентов (как физических, так и юридических лиц). Отдельным пунктом в этом документе прописано, что страховщики не имеют права ничего навязывать при продаже полисов ОСАГО и более того – должны разъяснять страхователю его права и обязанности. В частности, что страхователь имеет полное право заключить договор ОСАГО без приобретения допуслуг.

Тем не менее, у любого страховщика остается право предлагать клиентам иные страховые продукты и это, в целом, правильно. Беда в том, что уважаемые россияне, особенно в возрасте и особенно в провинции, в офисе компании не могут с ходу понять: навязывают им что-либо или только предлагают. К тому же красноречивые агенты, собаку съевшие на продвижении своего товара, очень умело заговаривают зубы. Честь им за это и хвала, но как быть человеку, который, чуть придя в себя или посоветовавшись с женой, задним умом сообразил, что зря приобрел страховку для путешествия, поскольку дальше своей дачки, что буквально в двадцати минутах езды от его городской квартиры, в жизни не ездил и – по бедственному состоянию кошелька – не собирается? Правильно – сдать ненужный полис. Однако и по сей день сделать это практически нереально. Для этого в цивилизованном мире и существует ««период охлаждения». Российский ЦБ выступил за то, чтобы в нашей стране он длился 14 дней.

Поначалу страховщики выступили резко против. И не только потому, что жить не могут, не навязав гражданину пару лишних страховочек. Просто возврат страховой премии влечет за собой, в том числе, и возникновение массы финансовых рисков, связанных с налогообложением, выплатой комиссионного вознаграждения агентам и т.п. Однако Центробанк сумел настоять на своем. И страховое сообщество согласилось на новацию, но граничило ее сроком в 5 дней. Что ж, если РСА не пойдет на попятную, этого, в принципе, достаточно даже самому тугодумному россиянину, чтобы понять – нужен ему полис добровольного страхования жизни или нет.

– По новым правилам, в случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО, клиент будет иметь право в течение пяти дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги, – уточнил глава РСА. – Ведь пяти дней вполне достаточно для того, чтобы определиться с решением, при этом более длительный срок может создать дополнительные возможности для мошенников...

Однако ряд экспертов, в том числе президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, считают, что «в борьбе с беспределом страховых компаний в части «навязывания страховок», Центральному Банку необходимо было действовать несколько в другом направлении». По мнению г-на Ханжина «указание ЦБ о «периоде охлаждение» – ни что иное как борьба со следствием, а не с причиной. На наш взгляд, можно более эффективно бороться с навязыванием дополнительных услуг через развитие системы «электронного страхования». Если система «электронного ОСАГО» (как сложно купить такой полис вы узнаете здесь) заработает в полную силу, такое понятие как «навязывание страховок» само собой потеряет актуальность. Страхователь самостоятельно, без давления со стороны представителя страховой компании, будет принимать решение о приобретении той или иной страховой услуги. Поэтому хотелось бы обратиться к ЦБ и страховым компаниям с просьбой направить все свои усилия на скорейшее повсеместное внедрение системы «электронного страхования».

Впрочем, как нам кажется, и развитие «электронного страхования», и введение «периода охлаждения» друг другу не мешают и не противоречат. Оба инструмента одинаково полезны потребителю. А на повестке дня остается единственный вопрос – кто и как вернет деньги тем, кто уже пострадал от навязанных страховщиками (и тем же «Росгосстрахом») услуг. Хотя на него ответа мы вряд ли дождемся...