«Единый агент» страховщиков сократит и без того мизерные выплаты по ОСАГО

Очередная инициатива Российского союза автостраховщиков может вызвать массовое ущемление потребительских прав автовладельцев. Президиум РСА выдвинул концепцию так называемого единого агента по продаже полисов ОСАГО, предназначенного для проблемных регионов РФ. И это может стать последним гвоздем в и без того дышащего на ладан института ОСАГО.

Идея состоит в том, что каждой компании случайным образом будет присваиваться массив трехзначных номеров, количество которых равно рыночной доле страховой компании (ее рассчитают в соответствии с утвержденным принципом распределения договоров). После чего все автовладельцы, номера техпаспорта которых заканчиваются на номер из массива, будут вынуждены заключать договор с присвоенным им страховщиком. Таблицы соответствия трехзначного окончания техпаспорта конкретной страховой компании будут опубликованы на сайте РСА. По ним автовладелец сможет узнать, полис какого именно страховщика ему продадут в офисе любой компании региона. Правда, в РСА заверяют, что если автовладелец не будет доволен «ниспосланным» ему по техпаспорту страховщиком, он сможет выбрать другого.

Как это будет выглядеть на практике, представить легко. Активно отстаивать свои потребительские права, а прежде всего – разбираться в них, готова едва ли треть сограждан. А большинству автовладельцев будут навязывать полис того страховщика, которого выбрал «слепой случай», или же чьи-то старания. Безальтернативно, поскольку разъяснение потребителю его права выбора агентом, заинтересованным продать что-то конкретное – нонсенс.

Чем это чревато, также представить несложно. Во-первых, человеку выгодней выбирать того страховщика, который доступней и лучше платит. А если заработает «по полной программе» страховое возмещение через ремонт на СТО по направлению страховщика, то и предлагаемое тем или иным страховщиком место ремонта будет иметь значение. Все эти критерии потребительского выбора окажутся под угрозой.

А право свободного выбора исполнителя услуги у потребителя есть по закону и должно таковым оставаться. Но активное лобби страховщиков все чаще и чаще «задвигает» принципы законодательства о защите прав потребителей в угоду своим интересам. Будь то введение обязательного досудебного порядка рассмотрения претензий граждан, который затруднил судебную защиту; поправки в закон, ограничивающие финансовую ответственность страховщика по сравнению с Законом РФ «О защите прав потребителей»; необъявленная, но очевидно идущая информационная компания против «автоюристов», которые, хотя и «портят кровь» страховщикам, но все же работают в интересах автовладельцев.