ОСАГО станет проигрышной «лотереей» для водителей

Российский союз автостраховщиков (РСА) придумал, как предоставить ОСАГО автовладельцам регионов, где страховые компании стараются не продавать полисы из-за больших выплат пострадавшим. Будут ли страховщики возмещать ущерб по таким полисам, никто, похоже, не задумывается.

Уже с начала лета, с 1 июня 2016 года, в ряде регионов России заработает «единый агент» РСА – механизм, позволяющий страховому сообществу распределить выплаты по ОСАГО пострадавшим в ДТП в так называемых «убыточных регионах» примерно поровну между всеми участниками рынка.

Напомним, что во многих субъектах РФ многие страховые компании либо вообще свернули продажу полисов ОСАГО, либо максимально затруднили процесс их приобретения автовладельцами. Страховщики, объясняя свое нежелание работать с ОСАГО в тех или иных областях России, ссылаются на «банды автоюристов», которые, якобы, разоряют их, таких белых и пушистых, судебными исками. По данным РСА, автоюридический «бандитизм» особенно разыгрался сейчас в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях. Там, согласно плаксивым пресс-релизам, регулярно рассылаемым РСА, автоюристы отсуживают у страховых компаний чуть ли не вдвое больше, чем положено выплачивать пострадавшим по ОСАГО.

На самом же деле, все нынешние проблемы ОСАГО проистекают исключительно от жадности страховщиков, которые с самого создания этой системы только и делали, что всеми возможными способами пытались не платить возмещение пострадавшим в ДТП. Что, собственно, и способствовало появлению соответствующей «отрасли» в российской юриспруденции.

И теперь РСА, понукаемый Центробанком, пытается победить противоестественный дефицит полисов ОСАГО в регионах России путем форменной «лотереи». Действовать она должна будет следующим образом. Каждой страховой компании будет присвоен набор трехзначных номеров, по объему пропорциональный ее текущей доле на рынке ОСАГО. Владельцы автомобилей, номера ПТС которых заканчиваются на номер из этого набора, получат возможность заключить договор с «назначенным» им страховщиком в региональном филиале любой другой страховой компании, работающей с ОСАГО. Другими словами, даже если страховщик, избегая убытков, позакрывал свои офисы в данной местности, его полисы все равно будут тут продаваться.

Это автоматически создаст в ближайшем будущем новую проблему: куда пойдут за возмещением будущие пострадавшие в авариях, если офис «их» страховой компании в радиусе 100 км физически отсутствует? Как, например, в этом случае представить для оценки экспертом страховой компании разбитую машину? Разве что зафрахтовав для поездки в соседнюю область и обратно эвакуатор. На оплату которого вся сумма выплаты по ОСАГО, скорее всего и уйдет. Наверняка ведь потом пресловутые «автоюристы» научатся помогать гражданам, попавшим в подобную ситуацию – отсуживать у страховых компаний расходы на эвакуатор. В этом случае ситуация с полисами ОСАГО в «проблемных регионах» вернется фактически к исходной точке. С той лишь разницей, что у автовладельцев станет еще больше проблем и расходов.