Страховщиков обязали продавать ОСАГО через интернет

Депутаты попытались заставить страховщиков заняться интернет-торговлей полисами ОСАГО. Последим это не выгодно, поскольку вынуждает их работать в регионах, где «свирепствуют автоюристы».

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, обязывающий страховые компании заключать договоры ОСАГО в электронном виде. Датой вступления новеллы в силу назначено на 1 января 2017 года. Сейчас продажа полиса ОСАГО через интернет не является обязанностью страховой компании и потому на сайтах лишь некоторых из них организован подобный сервис. Да и тот, как правило, работает «через пень колоду», то есть так, чтобы потенциальный покупатель плюнул и отказался от мысли купить его через интернет. Дело все в том, что в ряде регионов России, например в Адыгее, Краснодаре, Ростове, Волгограде, Курске, Воронеже, Смоленске, Челябинске, страховые компании всеми правдами и стараются продавать как можно меньше полисов ОСАГО. В этих регионах, как уверяют «игроки страхового рынка», свирепствуют так называемые автоюристы – адвокаты, помогающие автовладельцам отсуживать у страховщиков положенное по закону возмещение ущерба от ДТП.

По этой причине страховые компании стараются максимально сокращать число своих офисов в регионах, где распространен «автоюризм». А система продажи ОСАГО через интернет позволяет любому гражданину России застраховать свою машину без посещения офиса страховой компании.

По этой причине идея интернет-торговли отчаянно не нравится «страховому сообществу». И поправки в законодательство об ОСАГО призваны заставить его «пойти в интернет» в полной мере. Из законопроекта, принятого Госдумой, следует, что страховая компания, работающая на рынке ОСАГО, будет обязана обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с любым гражданином. Создать и направить страховщику соответствующее заявление человек сможет на сайте компании. Сразу после оплаты автовладельцем договора страхования ОСАГО, страховщик должен отослать клиенту электронный плис, – электронный документ, созданный с использованием базы данных Российского союза автостраховщиков – АИС ОСАГО. По желанию страхователя полис, оформленный на бланке, может быть выдан ему в офисе компании-страховщика. Однако законопроект не исключает ситуации, когда страховые компании будут по-тихому саботировать продажу полисов через интернет и после 1 января 2017 года. Законодатель ведь не предусмотрел никаких наказаний для страховой компании если ее сервис по продаже электронного ОСАГО будет постоянно «глючить» («висеть», «тормозить» и т.п.) настолько, что автовладельцу, как и сейчас, будет проще лично отправиться в офис продаж страховщика. Ближайший из которых, по странному стечению обстоятельств, окажется в сотне километров, например.