«Желтый рейд» Андре Ситроена

  • Сегодня мы не найдем в подобном пиаре ничего сверхъестественного, но в тридцатых годах прошлого века это был прорыв — столь зрелищных рекламных кампаний не случалось ни у кого. Кроме Андре Ситроена. Но самыми мощными и смелыми проектами стали организованные и проспонсированные им трансконтинентальные пробеги. И в этом году исполняется восемьдесят лет самому, наверное, амбициозному из них. Трансазиатский «Желтый рейд», с помощью которого французы должны были открыть новый сухопутный коридор, связывающий Ближний Восток с Китаем, стал третьей крупной экспедицией, организованной Андре Ситроеном.
  • «Желтый рейд» рассматривался Андре уже по большей части как рекламное мероприятие. К слову, эта экспедиция стала даже более авантюрной и сложной, нежели обе преды­дущие. Помимо технических и организационных проблем в процесс вмешалась политика. Во-первых, Азию в первой четверти ХХ века трясло не хуже чем в «нулевых» годах века нынешнего: Афганистан полыхал, Среднюю Азию лихорадило, а граничащая с ней китайская провинция Синьцзян была охвачена мятежом (Китай тогда воевал с Японией). В итоге на то, чтобы утрясти все формальности и добиться соответствующих разрешений от властей Афганистана, Китая и даже заплатить за переходы мятежникам и бандитам, ушли даже не недели, а месяцы.
  • участникам требовалось организовать на маршруте базы снабжения, так как везти на себе тонны горючего, провианта и необходимого оборудования машины были просто не в состоянии. И вот когда все вроде бы срослось, молодая Советская Россия, несмотря на достигнутые ранее договоренности, отказала участникам в проезде через Туркестан. И это всего за шестьдесят дней до старта! «Желтый рейд» оказался на грани срыва, так как альтернативный маршрут мог пролегать только через Гималаи, что при шеститонном весе машин было просто невыполнимо. Тем не менее команда все же решилась на переход.
  • экспедицию разделили на две группы. Первая — «Памир», состоявшая из шести С4-Р17 и одного С4-Р14 с 4-цилиндровыми 30-сильными моторами, — вышла из Бейрута. Ей предстояло пройти Сирию, Месопотамию, Персию, выйти к Памиру и, преодолев перевалы, встретиться с группой «Китай» в Аксу — самом центре Тянь-Шаня. Группа «Китай», в составе которой было семь тяжелых C6F-Р19В c 2,5-литровыми 42-сильными двигателями и два грузовика поддержки, выдвинулась ей навстречу из Тяньцзиня. Ей предстоял путь через Черную Гоби и Синьцзян. Из Аксу обе группы должны были вернуться в Пекин.
  • «Памир» продвигался достаточно быстро, то «Китай» преследовали поломки: за три дня техники израсходовали весь запас гусениц. Запчасти пришли через несколько недель, к середине мая группа вновь вышла на маршрут и за три дня достигла границ пустыни Черная Гоби. «Памир» же при пятидесятиградусной жаре форсировал Афганистан, а дальше группу ждали Гималаи… Штурмовать перевал через Бурзиль решено было двумя машинами, в противном случае группе пришлось бы раздобыть 800 носильщиков и порядка 400 вьючных животных, так как пройти по тропе Citroёn не смогли бы в принципе. Автомобили пришлось разгружать, перекладывая снаряжение на мулов, а нанятым грузчикам надо было постоянно вытаскивать зарывающиеся в грунт вездеходы. Средняя скорость движения не превышала восьми километров в сутки.
  • И все же к месту встречи «Памир» вышел без техники. Когда руководитель группы Жорж-Мари Хаардт получил известие о том, что «Китай» задержан восставшим против Чан Кайши маршалом Кингом и встреча не состоится, он решил продолжить путь на лошадях, оставив один автомобиль в Гилгите, а второй в разобранном виде отправив в Париж. Группы воссоединились только 8 октября, после чего еще месяц провели в интернациональной колонии в столице Синьцзян — Урумчи. Пекина участники достигли лишь 12 февраля 1932 года, спустя десять месяцев после начала экспедиции.