Как не сгинуть на квадроцикле в горах Кавказа?

  • Примерно 20 часов лёта по шоссе и мы почти у подножья Главного кавказского хребта, а именно в селе Адербиевка. Квадрик заправлен под завязку (это 18 литров), на багажную решетку привязана 10-литровая канистра с аварийным запасом горючки, так что смело можно отправляться наверх.
  • Натоптанные пешими туристами дорожки вполне подходят для передвижения по ним на квадроцикле. Ехать приходится осторожно - повсюду торчат острые камни, о которые, как делать нечего, можно в лоскуты порвать шины. Мотовездеход, выбранный нами для прогулки по горам, обладает вполне хорошей мощностью: одноцилиндровый 550-кубовый инжекторный мотор в пике выдает 44 лошадиные силы. При весе квадрика в 320 кг мощи хватает за глаза! Канистра с бензином, рюкзак с провиантом, фотоаппаратура и два взрослых человека в седле, а 30 градусные подъемы Cectek Gladiator 550 штурмует словно идет налегке.
  • Чтобы не надрывать ни мотор, ни вариатор мы используем пониженную передачу. Да, пусть и едем не слишком быстро (на понижайке максимально возможная скорость километров 50-55 в час), но зато на колесах гарантированно большой крутящий момент при минимальных нагрузках на двигатель и трансмиссию.Перевалив через несколько небольших гор, мы выехали на военную дорогу, накатанную полноприводными Уралами.
  • На кавказском хребте имеется немало военных частей и радиолокационных вышек, и по этим дорогам тяжелая техника доставляет служивым еду, воду и оборудование. То, что после себя оставляют «Уралы», назвать дорогой - язык не поворачивается. Грязевые ванны по пояс, колеи, глубиной по колено. Честно говоря, даже не всякий подготовленный УАЗ пройдет по этой трассе. Однако благодаря небольшим размерам, легкому весу, маневренности и полному приводу, с возможностью блокировки всех мостов, наш Cectek Gladiator 550 без особого труда преодолел многокилометровые горные препятствия. Лишь в одном месте пришлось использовать лебедку, чтобы взобраться по склизким, естественного происхождения каменным ступенькам
  • И вот, наконец, спустя три или четыре часа, наша экспедиция вышла к заветной цели - мы на Главном кавказском хребте. Где-то вдали, меж гор, сквозь едва просматриваемую дымку, виднеется Черное море. В каком направлении ни глянь - для глаза и души всюду радость: горизонт манит высокими, еще не покоренными квадроциклом, горами, переместишь взгляд чуть ближе - перед тобой залитые солнцем поляны, окрашенные в фиолетово-синие и огненно-красные пятна. Дарят столь необычные краски поспевшие плоды горного терна (что-то типа дикой сливы) и шиповника. Склоны, поросшие лиственными деревьями, в ноябре по-пушкински красивы.
  • Что примечательно в путешествии по горам именно поздней осенью - это отсутствие даже намека на присутствие людей. Поднимись сюда в сезон отпусков (с июня по сентябрь), так повсюду бы наблюдались палаточные лагеря. Более того, летом в горах не слишком комфортно: дуют пронизывающие ветра и в безрукавке через считанные минуты будешь дрожать как осиновый лист, а надень кофту с длинным рукавом - тут же упаришься, ибо печет солнце. Осенью же все иначе. Температура +10-13 по Цельсию, дует довольно сильный ветрюган, солнце совсем не греет, поэтому в демисезонном костюме чувствуешь себя наипрекраснейшим образом - ни холодно, ни жарко. К слову сказать, на черноморском побережье даже зимой сохраняется такая погода, а вот в горах уже к концу декабря иной раз наваливает до полутора-двух метров снега.
  • Диких зверей в горных лесах немало: пару раз попадались на глаза кабаны, а с наступлением мглы откуда-то повыскакивали зайцы. Кстати, темнеет в горах практически мгновенно: стоит лишь солнцу спрятаться за горизонт, как мгновенно, будто кто щелкнул выключателем, темнеет. Ослепленные светом фар зайцы беспомощно замирали на дороге. Казалось, стоит остановиться - и косоглазых голыми руками можно насобирать хоть целый мешок. Однако на практике приблизиться к зверькам ближе, чем на пять-шесть метров не удалось.
  • Решив сократить путь, мы выехали на горный серпантин. Дорожка для пеших туристов настолько узка, что квадрик едва-едва помещается по ширине. Одно неловкое движение рулем и полет с обрыва высотой, этак, метров 800 - гарантирован. Невероятно острые ощущения! К счастью, слалом закончился благополучно.Спустившись с гор, осталось чувство легкой недосказанности. Однозначно сюда нужно будет вернуться еще раз. И взять с собой куда больший запас топлива.Ну а наша экспедиция направилась к берегу Черного моря. Там, как видно по фотографиям, квадроциклисты тоже найдут массу интересных мест и занятий.
  • Палатку поставили уже глубоко затемно. Температура за бортом упала до +2 по Цельсию, но в спальном мешке достаточно тепло. Непривычные городскому жителю звуки и шорохи за стенами палатки не дали полноценно выспаться. Казалось, что возле твоего пристанища собрался весь местный животный мир: от зайцев и шакалов, до кабанов и медведей. С первыми лучами солнца все лишние звуки, а вместе с ними и страхи растаяли и лишь тогда удалось полноценно придавить три-четыре часа. За минувший день было пройдено чуть больше 120 километров пути, а потому шкала уровня топлива начала о себе напоминать подмигиваниями.
  • В горах наш Сестек кушал горючку с завидным аппетитом (примерно 15 литров на сотню), в то время как в поездках по лесам Подмосковья ел умеренно - 9 л на 100 км пути. Выливаем из канистры 10 литров и понимаем, что пора возвращаться к цивилизации. На обратном пути случайно набрели на какую-то полуразрушенную небольшую крепость. До боли знакомое сооружение оказалось ни чем иным, как декорацией к фильму Грозовые ворота. Съемочная группа построила эту крепость в 2005 году. После того, как съемки фильма были окончены, декорации остались в горах. Теперь это необычное архитектурное сооружение своего рода центр притяжения туристов.