Кхмеры и химеры

  • Идея взять байки и поехать прокатиться по Камбодже возникла, когда пляжи Сиануквиля уже порядком приелись.Надо сказать, что жизнь в Камбодже течет совершенно в ином, нежели в Москве, ритме, и несколько дней никто даже за время не считает. Поэтому пока договаривались, когда и куда едем, определялись, кто сможет ехать, прошло несколько дней и до отлета домой осталось меньше недели. По этой причине пришлось оставить идею съездить на восток страны (туда и обратно порядка 1500 километров), где, по слухам, дешево продаются необработанные драго­ценные и полудрагоценные камни, и довольствоваться броском на короткую дистанцию: Сиануквиль — Кампот — Кэп — Такео — Пномпень.
  • Ориентировочное время в пути — 3–4 суток, планируемый пробег — 500–700 километров. Желающих набралось семь человек на два мототранспортных средства: 250-кубовый мотоцикл Honda АХ-1 и 120-кубовый скутер Yamaha МХ. Недостающие байки решили взять напрокат, что неожиданно оказалось не так-то просто. Несмотря на большое количество прокатных контор мототехники, выяснилось, что сдают они в основном ушатанные 50-кубовые «бешеные табуретки» марки «Honda», никоим образом для наших целей не подходящие. После непродолжительного тест-драйва также были отвергнуты найденные в одной из ренткаровских контор два эндуро Honda XR 250.
  • Бензин в Камбодже стоит катастрофически дорого для такой небогатой страны — доллар за литр, а подавляющее большинство прокатных автомашин и такси оснащены газобалонным оборудованием, что при невысокой цене газа значительно снижает стоимость эксплуатации.
  • Надо сказать, что в начале поездки пришлось тяжеловато: дорожное движение в Камбодже весьма своеобразное, Правила дорожного движения де-юре существуют, но де-факто кто как хочет, так и едет. Например, если навстречу вам по вашей же полосе едет грузовик — значит, ему так нужно: считается, что тебе на байке проще прижаться к обочине, чем ему вернуться в свою полосу.
  • Дорожная разметка в городах имеет место быть, и даже иногда двойная «сплошная», только на нее обращают внимание не больше, чем на детские рисунки мелом на асфальте. То есть если маневру не мешают «отбойники» — значит, в этом месте можно повернуть или развернуться. На красный свет светофора, если нет потока транспорта с пересекаемой дороги, останавливаться тоже не принято. Езда по встречной обочине вообще в порядке вещей.
  • Самое интересное, что аварий на дорогах, несмотря на такой, с нашей точки зрения, совершеннейший беспредел, фактически не бывает. В первую очередь потому, что кхмеры с раннего детства до глубокой старости постоянно передвигаются на скутерах, соответственно у всех нарабатываются хорошие навыки вождения. А во-вторых, это объясняется менталитетом людей, которые не считают зазорным пропустить соседа по потоку впереди себя, никто не «быкует», не крутит пальцем у виска, и обладатель крутого джипа «Лексус» совершенно необязательно первым проедет перекресток.
  • В Камбодже сильно спешить или показывать свое негодование считается неприличным. Ведь если ты куда-то спешишь — значит, потерял контроль над своими делами, а если злишься — над эмоциями. То есть не обладаешь мудростью, или, попросту говоря, глуп и недальновиден, а репутация здесь самый главный капитал.
  • Из первых впечатлений: сильно поразило техническое состояние транспорта, особенно вдали от городов. Думаю, аналог нашего техосмотра здесь отсутствует как факт. Доводилось видеть машины, которые таковыми и назвать-то нельзя, самое точное определение такого чуда техники — «самобег­лая коляска». Представьте: на раме грузовика за двигателем расположены «баранка», педали, водительское сиденье и коробка передач, а сзади — самопальная платформа для перевозки грузов. Больше нет ничего! Ни капота, ни кабины, ни дверей! Автоминимализм по-кхмерски! Ах да, чуть было не забыл: в машине могут не работать либо отсутствовать в принципе фары, фонари и «поворотники», но обязательно имеется звуковой сигнал, ибо без него никуда.
  • Главное правило дорожного движения — первым едет тот, кто раньше побибикал.
  • Кстати, эта поездка развеяла множество мифов о Камбодже, неизвестно с каких времен передающихся из уст в уста в России и сочиненных людьми, никогда в этой стране не бывавшими. Леденящие кровь рассказы о кровожадных полпотовцах, непременно жаждущих кого-нибудь растерзать, о встречающихся на каждом шагу ядовитых змеях, а тем паче о повсеместно разбросанных минных полях имеют с реальностью не больше общего, чем байки о русских, под гармошку в обнимку с медведями распивающих водку на Красной площади. Страна абсолютно безопасна для отдыха барангов.
  • Трассы по пути нашего следования оказались достаточно неплохие, в основном с нормальным асфальтовым покрытием, но имеющие всего по одной полосе в каждом направлении, и мы старались особо не гнать, держа крейсерскую скорость 80–90 км/ч. Во-первых, не покидало ощущение, что асфальт может внезапно кончиться и начнется грунтовка, как это случилось в месте строительства новой дороги, а во-вторых, естественными ограничителями скорости выступали местные жители, либо сами переходящие дорогу, где им вздумается, либо перегоняющие через нее животных.