За рулем — с двенадцати лет!

  • Сегодня проблемами подготовки адекватного, законопослушного, культурного водителя занимаются только энтузиасты. Российские власти, взахлеб говоря в последнее время об угрожающем росте числа ДТП и неадекватности большинства моторизованных россиян, ровным счетом ничего не делают для решения проблемы. Если не считать, конечно, систематического повышения штрафов за нарушения ПДД. Понятно, конечно, что снизить аварийность в стране могли бы хорошие дороги, грамотная организация движения, жесткий контроль за соблюдением ПДД при неотвратимости наказания за любое, даже мельчайшее, правонарушение. Но деньги, отпущенные на возведение магистралей тотально разворовываются, а ГИБДД практически устранилась и от организации движения, и от контроля за водительской братией. Но есть в проблеме повышения безопасности дорожного движения и не менее острая проблема: подготовка водителя.
  • При этом специалисты справедливо полагают, что даже если в стране появятся самые современные методики обучения кандидатов в рулевые (с чем сейчас наблюдается явная напряженка), все-равно за пару-тройку месяцев человеку не привить адекватности поведения на дороге и культуры вождения. Обучать этому надо с младых ногтей, как говорится. А вот с этим у нас настоящая беда, сопоставимая с бедами дорожными.
  • Система юношеских автошкол фактически развалена и из последних сил держится только на энтузиастах. Ни государство в целом, ни Минтранс, ни Минобр, ни ГИБДД в частности, ими по сути не занимаются. Хотя если придать этому направлению необходимые ускорение и финансирование, подкрепленные политической поддержкой, из того, что еще сохранилось может довольно быстро вырасти серьезный институт, благодаря которому уже через считанные годы на дороги в массовом порядке станут выезжать практически профессионально подготовленные водители. И не менее грамотные пешеходы.
  • Как должна быть построена система подготовки будущих автолюбителей, отлично видно на частном примере. В подмосковном поселке Спас-Заулок уже более 50 лет работает школа-интернат, где живут и учатся (или только учатся) более 300 детей (сироты, ребята из малообеспеченных и вполне нормальных семей). Сегодня интернат объединен с обычной местной школой в общеобразовательный центр Планета детства.
  • При интернате уже 26-й год работает детско-юношеская автошкола (всего в 43 регионах страны функционирует около 150 таких школ). Работает настолько хорошо, что ее курсанты уже с десяти-двенадцати лет садятся за руль настоящих (с бензиновым мотором и автоматической коробкой передач!) автомобилей. И что с того, что на этих немецких авто установлен 1-цилиндровый движок мощностью в две л.с? Зато пересев на настоящее авто (в старших классах подростки пересаживаются на вазовские девятки, юноши и девушки могут дать фору опытным, но хамоватым рулевым, которых полным-полно на наших дорогах.
  • В чем, кстати сказать, убедились наши корреспонденты, посмотрев, насколько виртуозно юные курсанты владеют автомобилем. Мы присутствовали на удивительном мотор-шоу, которое состоялось в Спас-Заулке накануне Международного дня защиты детей. Впрочем, дело не только в мастерстве вождения (хотя, безусловно, и в нем тоже). Ребятам с первых классов прививается культура вождения, углубленно изучаются ПДД. Уже на начальной стадии обучения (1-4 классы) им дважды в неделю читаются лекции и проводятся практические занятия по поведению на дорогах, правильной езде на велосипедах.
  • На следующей ступени (4-8 классы), продолжая натаскивать по ПДД, обучают основам управления мини-автомобилем, умению ездить в разных скоростных режимах (чему, кстати говоря, сейчас практически не учат во взрослых автошколах). А старшеклассники к своим 16 годам не только знают правила безопасной езды на скутерах и мопедах, но и начинают получать профессиональную водительскую подготовку.