Чем опасны для мотора даже самые «чистые» бензины

Во впускном тракте практически каждого двигателя, а также в узлах его топливной аппаратуры, независимо от качества используемого бензина, в той или иной степени наблюдаются смолистые отложения и нагар.

Действующий в России технический регламент, устанавливающий требования к состоянию и качеству автомобильного топлива, значительно ограничивает присутствие в неэтилированном бензине ряда высокооктановых компонентов: бензола, других ароматических углеводородов, олефинов. Поэтому, чтобы современное горючее соответствовало нормативам и экологическим требованиям, производители используют различные «компенсирующие» методы его изготовления. А это палка о двух концах!

Одним из наиболее доступных способов повышения октанового числа бензина до нормативного показателя является использование высокооктановых кислородсодержащих компонентов. Это особые спирты и эфиры, которые обладают высокой детонационной стойкостью, увеличивают скорость и полноту сгорания рабочей смеси и, безусловно, снижают токсичность отработанных газов. Но вместе с тем, кислородосодержащие бензины имеют и целый ряд существенных недостатков.

Во-первых, снижается теплотворная способность таких бензинов, что оборачивается потерей мощности и увеличением удельного расхода топлива. Во-вторых, из-за высокой летучести спиртов и эфиров, модифицированные с их помощью бензины характеризуется низкой временной стабильностью. В-третьих, высокооктановые спиртосодержащие компоненты способны не только связывать содержащуюся в топливе воду, но зачастую абсорбировать ее из атмосферы, что способствует развитию коррозионных процессов в топливной системе автомобиля.

И конечно, нельзя забывать про нагар, слой которого неизбежно формируется на поверхности камеры сгорания двигателя и элементах его впускной системы (впускных клапанах, топливных форсунках). Этот вид загрязнений присутствует даже в самых конструктивно совершенных двигателях, причем при использовании в них бензинов европейского качества. У последних, к слову, есть еще одно неприятное свойство: евробензины имеют ограниченный срок годности, что связано с наличием в них летучих компонентов. Если использовать такое топливо через месяц-два с момента его производства, то бензин стремительно теряет октановое число и интенсивно осмоляется.

Вот и получается, что независимо от того, каким из ныне доступных нам сортов бензина заправлен автомобиль: неэтилированным, контрафактным или, если повезет, «зеленым», эксплуатация двигателя и топливной системы неизбежно будет сопряжена с решением все тех же, давно знакомых проблемам, пусть и в несколько иных масштабах.

Поэтому до сих пор проверенным способом поддержания впускной системы, камеры сгорания и бензопроводов в чистом и работоспособном состоянии является регулярное применение топливных присадок, без оглядки на качество заправленного бензина. Благо, сейчас таких препаратов в продаже более чем достаточно. Например, одна только немецкая Liqui Moly предлагает обширный перечень специализированных моющих добавок для инжекторных двигателей. Эти продукты представляют собой группу топливных очистителей последнего поколения, которые можно приобрести и во многих российских автомагазинах.