Сколько раз в году надо менять свечи зажигания

Значительное число российских водителей, экономя на запчастях, особенно в кризисные времена, «ухаживают» за свечами зажигания самостоятельно, как это делали их отцы и деды во времена СССР. Потом, правда, удивляются: что это машина «не тянет», движок «троит» и изрядно «ест» топливо? Мы выяснили, что ни в коем случае нельзя делать с этой деталью, чтобы беспроблемная езда не превратилась в ерзанье, особенно зимой.

И в качестве эксперта пригласили в редакцию главу российского офиса NGK Spark Plug Europe Эдуарда ДИГЕЛЯ, который ответил на наиболее актуальные вопросы по выбору и правильной эксплуатации свечей зажигания.

– Эдуард, каковы в целом особенности работы свечи зажигания зимой?

– Для работы свечи, по большому счету, не принципиально – зима на дворе или лето. Диапазон рабочих температур в камере сгорания от времени года не зависит. Тем не менее, существует «зимний» фактор, влияющий на работу свечи – регулярный прогрев машины перед поездкой. В этом случае мотор дольше набирает рабочую температуру, нежели на ходу. Пока двигатель холодный, в цилиндры впрыскивается более богатая топливом смесь, оставляющая на свече нагар. Эта сажа электропроводна и способна отводить ток от электродов свечи, препятствуя искрообразованию. В результате мы получаем пропуски зажигания и, как следствие, падение мощности и рост расхода бензина. Поэтому с точки зрения «здоровья» свечей зажигания лучше машину все-таки не прогревать перед поездкой, даже зимой.

– Любой достаточно опытный автовладелец слышал о способах кустарного восстановления работоспособности свечей зажигания. Насколько оправдано применение подобных «гаражных хитростей» с точки зрения дальнейшей работоспособности свечи?

– Да, встречаются иногда «бывалые», советующие, к примеру, счищать нагар с электродов металлической щеткой. То, что при этом легко повредить электроды, в расчет обычно не принимается. Некоторые «просушивают» свечи на бытовой плите. Это тоже мероприятие с сомнительным результатом. Дело в том, что диапазон рабочих температур свечи лежит в пределах 450-850 градусов Цельсия. На домашней плите, особенно газовой, можно легко превысить допустимый порог нагрева, после чего свеча с большой вероятностью выйдет из строя: неравномерное тепловое расширение ее частей станет причиной деформаций. Единственный допустимый способ очистки нагара со свечи требует применения пескоструйной установки с мелким песочком.

Кроме того, я крайне не рекомендую лишний раз снимать, а потом монтировать свечу обратно. Ведь каждая «реанимация» подразумевает такую процедуру! Дело в том, что большинство современных свечей зажигания имеют в конструкции металлическую уплотнительную шайбу на резьбовой части. Когда свечу впервые вкручивают на место, это колечко деформируется, обеспечивая герметичность камеры сгорания. С каждым новым монтажом-демонтажом свечи уплотнительная шайба мнется все сильнее и в конце концов прекращает выполнять свои функции. Да и переусердствовать с усилием затяжки при повторном монтаже свечи очень легко. По технологии допускается вкрутить ее «от руки», а затем затянуть ее можно не более чем всего лишь на 1/8 оборота! Перетянешь – сильно рискуешь деформировать свечу, вплоть до полной потери работоспособности.

– Имеет ли смысл использовать в зимний период свечи с другим калильным числом, нежели летом?

– Мечта каждого производителя свечей зажигания, чтобы их требовалось менять также как колеса – дважды за сезон... А если серьезно, то в подобной идее только с большой оговоркой можно найти кое-какой смысл. Зимой, как уже говорилось, мы долго греем машину и получаем повышенное нагарообразование на свече. Теоретически, можно установить в двигатель на зимний период более «горячие» (с меньшим калильным числом) свечи, нежели рекомендуется. Они будет быстрее прогреваться до рабочей температуры и меньше обрастать отложениями. Но это означает, что мы не сможем спокойно эксплуатировать мотор на высоких оборотах. Дело в том, что в таком режимах «горячая» свеча будет сильно перегревается и может просто выйти из строя. Вместо зимних экспериментов с не рекомендованными автопроизводителем типами свечей лучше воспользоваться простым способом избавления от нагара. Последний, кстати, усиленно образуется и при длительной езде при малых оборотах двигателя – в пробке, например. Приехав домой и припарковавшись, не спешите глушить мотор. Вместо этого нажмите на педаль газа, доведя обороты двигателя до 2000-3000 об/мин, и подержите его в таком режиме пару минут. За это время свечи должны очиститься, что облегчит потом утренний пуск.

– Свечи какой конструкций более предпочтительны для установки на не новую машину в преддверии холодного сезона?

– Если речь идет о подготовке к зиме авто с уже изношенным аккумулятором, может иметь смысл поменять стандартные никелевые свечи на аналоги со сверхтонкими электродами из иридия. Они заметно дороже, однако для производства искры им требуется заметно меньше энергии. Просто в силу того, что при прочих равных условиях чем острее электрод, тем легче на нем образуется искра.

– Как при покупке новых фирменных свечей зажигания не нарваться на подделку? На какие признаки контрафакта следует обращать внимание?

– Производители оригинальных свечей зажигания применяют похожие способы защиты своей продукции от подделок. По понятным причинам я могу говорить только о методах, наработанных NGK. Например, у нашей свечи уплотнительное колечко на резьбе невозможно снять, хотя оно и болтается свободно. У контрафактных свечей его легко можно убрать как банальную шайбу. Далее, на одной из граней металлической части всех наших свечей обязательно имеется выпуклый код из четырех цифр. Коробка с поддельными свечами, как правило, выдает себя дешевой полиграфией и неряшливой упаковкой. Шрифт маркировки и логотипа на изоляторе поддельной свечи сильно отличается от оригинальной. Отправляясь за новыми свечами, можно даже взять с собой в качестве образца старую. При наглядном сравнении маркировок чаще всего сразу становится понятно – оригинал перед тобой или нет. Замечу, что в последнее время поддельных свечей на рынке стало заметно меньше. По крайней мере такова ситуация с продукцией NGK в России. Однако в связи с планами правительства по легализации так называемого «параллельного импорта» все может измениться. Разрешение ввозить в Россию фирменные запчасти для всех желающих, как минимум, снизит риски для импортеров контрафактных комплектующих. Что может обернуться ростом доли поддельных запчастей в автомагазинах.

Среди этих трех свечей две – подделка. Если не угадали, подсказываем: настоящая – крайняя справа.