Как узнать, что на автомобиле пора менять тормоза?

Как часто и из-за чего отказывают тормоза, и что нужно делать, дабы подобного не произошло? Эти и другие актуальные вопросы портал «АвтоВзгляд» задал экспертам учебно-консультационного центра Bosch.

Надо ли говорить, что немецкая компания имеет за плечами вековой опыт в разработке и обслуживании тормозных систем? Тем более, что в своем профильном учебном центре сотрудники Bosch регулярно проходят различные курсы повышения квалификации по диагностике и ремонту. Поэтому за советами, связанными с обслуживанием тормозных механизмов, мы решили обратиться именно к ним. На вопросы редакции ответил специалист по тормозным системам Александр Котельников.

— Для начала — главный вопрос: почему тормоза начинают скрипеть? Правда ли, что шум при торможении возникает из-за тормозных колодок?

— И да, и нет. Это распространенная, но не единственная причина. Шум при торможении возникает за счет вибраций и резонанса разных деталей тормозной системы, подвески и рулевого управления. Кроме того, если скрип появился после длительной эксплуатации, на некоторых колодках начинают издавать звук специальные индикаторы износа, сигнализирующие о необходимости замены колодок.

— Если после замены колодок появились звуки, значит ли это, что новые колодки плохие?

— Думать, что звуки издают плохие, некачественные колодки, в корне неверно. Тормозная система — это единое целое. Работает она подобно оркестру. Вибрации при работе тормозов неизбежны, при этом по отдельности компонентов системы может быть и не слышно. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступают в резонанс сразу несколько деталей — тормозная система начинает «звучать» в полную силу. Это могут быть колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора и даже амортизатор.

Поэтому при возникновении шума необходим осмотр всех компонентов. Более того, если поставить одну и ту же колодку на разные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом — вступать в резонанс с остальными деталями. Очень часто шум исходит от тормозного диска, так как он имеет очень большую площадь и выступает в качестве своего рода динамика. Однако всегда нужно рассматривать тормозную систему или тормозную машинку, как ее называют в автосервисах, в комплексе.

— Решается ли проблема заменой тормозных колодок или дисков?

— Только после проверки всего тормозного механизма. Если поставить новую деталь на неисправный механизм, она не будет хорошо работать.

— По каким еще причинам может возникнуть шум тормозов?

— У автомобиля могут быть просто перетянуты колесные гайки. В результате перетяжки «поведет» диск, появятся биения. Это тоже может привести к возникновению шума! Поэтому сразу точно назвать причину звуков нельзя. Каждый случай индивидуален, всегда необходима комплексная диагностика.

— Как часто нужно осматривать тормоза?

— Осмотр тормозной системы необходим минимум 2 раза в год. Целесообразно проводить профилактический осмотр при сезонной смене колес. И конечно стоит обратиться в сервис, если при торможении появились шумы или другие проблемы.

— Как правильно обслуживать дисковую тормозную систему?

— Даже если замена дисков или колодок не требуется, сервисные процедуры продлят их ресурс. Минимум, который необходимо сделать автомеханику при обслуживании тормозной системы — демонтировать суппорт, проверить состояние всех компонентов, а также удалить грязь и нанести в нужные места смазку. Кроме проверки тормозов, необходимо также проверить детали подвески и рулевого управления (колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора, амортизатор). Очень часто шумы возникают как раз потому, что профилактическое обслуживание тормозной системы не производились.

— Нужно ли использовать медную смазку?

— Вопреки активному применению как автолюбителями, так и специалистами автосервисов, использовать при обслуживании тормозной системы медные или любые другие металлосодержащие смазки не рекомендуется. В процессе эксплуатации между разными металлами возникает электрохимическая реакция, в результате чего детали начинают окисляться, появляется коррозия.

Это приводит к тому, что колесные диски «прикипают» к ступице или тормозному диску, теряют подвижность колодки и суппорт в направляющих. Кроме того, возникающие в процессе электрохимической реакции микротоки могут негативно влиять на работу электронных тормозных систем ABS/ESP.

— Можно ли использовать на обычных автомобилях керамические колодки, какие применяются на спортивных моделях? Фрикционные материалы универсальны?

— Фрикционные материалы не универсальны и инженеры Bosch рекомендуют основываться на свойствах компонентов и характеристиках базовых оригинальных спецификаций. Каждая система разработана для достижения постановленных ей задач и требований.

Если на автомобиле с тормозами, разработанными для работы с традиционными колодками, установить керамические, то их стремительный износ с высоким уровнем пыли от тормозных механизмов приведет к повреждениям и сбоям в работе системы. И, наоборот, если изначально применяемые керамические колодки заменить на традиционные, то недостатки в виде шумов и чрезмерного износа диска обеспечены. При замене всегда лучше придерживаться принципа оригинальной конструкции.

— Нужно ли вместе с колодками или дисками менять направляющие или другие компоненты тормозной системы?

— Если дополнительные компоненты тормозной системы для крепления колодок, уменьшения шумов и вибраций находятся в хорошем состоянии, можно оставить их. Однако со временем направляющие изнашиваются, на поверхности появляется коррозия, а пружины и пластины теряют свои характеристики. Так как стоимость этих компонентов не высока, время от времени или при необходимости следует заменять их новыми.