Mazda под обстрелом, или Автофитнес по-японски

Дохленький 1,5-литровый агрегат Mazda3, на который, тем не менее, в минувшем году пришлась львиная доля продаж марки, вызывает у некоторых «маздоводов» со стажем ироничную улыбку. Мол, сдала японская компания, растеряла драйверский потенциал, на ее машинах больше не прохватить по-пацански. Но даже если это отчасти и справедливо, то все-равно... несправедливо!

Да, нынешняя «матрешка» – действительно не та дешевая «зажигалка» первого поколения, что готова была порвать на трассе любого. Но вот я совсем недавно сумел на новенькой «Мазде» сначала уйти от бандитской погони, а затем сбросить машину злодеев в кювет. И в этой истории было все: и ночные гонки со стрельбой, и полицейский разворот, и сумасшедшая езда задним ходом...

И хотя эти «бандитские войны» случились понарошку, Mazda3 была настоящей. Как и тот выброс адреналина, что она мне обеспечила, четко и послушно выполняя спецзадания, справиться с которыми столь уверенно и при этом непринужденно сможет далеко не каждый «гражданский» автомобиль, да еще под управлением неискушенного в нюансах экстремальной езды водителя.

Я, например, совершенно не уверен, что на ряде одноклассников мигом не полетит сцепление после многократно исполненного полицейского разворота. Или выдержит ручник, на котором ты при скоростях под 60 км/ч разворачиваешься на 180 градусов на крохотном пятачке вокруг конуса, а затем на этом же ручнике паркуешься с разворотом в опять же ограниченном конусами «боксе». Понятное дело, что «здоровье» машины при прохождении таких испытаний во многом зависит от мастерства пилота, а точнее – от запаса прочности и первой, и второго.

Но если в тактико-технических характеристиках и способностях своих автомобилей, как и в их надежности, Mazda уверена, то качество подготовки «рулевых» – даже для «овощной» езды – в нашей стране оставляет желать лучшего. А что уж говорить об их навыках и умениях в нестандартных ситуациях? Эта проблема, кстати говоря, волнует многих обосновавшихся на российском рынке автопроизводителей. Премиальные марки решают ее, организовывая многоступенчатые курсы контраварийной подготовки, ряд относительно бюджетных брендов серьезно вкладывается в работу с начинающими водителями и курсантами автошкол. Mazda же, как водится у японцев, создала в этом деле целую философию. Ее составляющие – проекты Mazda Karting Academy, Skyactiv Challenge, Mazda Sport Challenge и Mazda Driving Academy, в которых, по сути, может принять участие любой владелец машины бренда. Я же проходил «курс молодого бойца» в рамках последней.

Полицейский разворот, разворот и парковка на ручнике, дрифт и другие упражнения выполнялись на самых обычных, неподготовленных Mazda3 с 1,5-литровым двигателем и на «механике», и на «автомате».
Для того, чтобы скинуть машину противника в кювет, надо аккуратно прижаться к филейной части его авто (до колесной арки, ближе к бамперу) и довольно резко вывернуть руль. На словах выглядит просто, но пытаться исполнить маневр на дорогах общего пользования да без длительного тренинга категорически не рекомендуем – номер смертельно опасный...

Правда, сильно укороченный до одного тренировочного дня. Полная же программа занимает неделю. И, поверьте, этих семи дней – и потраченных денег – вам будет не жалко, даже если привитые навыки профессионального водителя-охранника никогда потом не пригодятся. Хотя, почему не пригодятся?

Когда вас научат двигаться задним ходом по извивающейся змеей узкой дорожке с кучей препятствий и ограничений, пользуясь только – и исключительно – боковыми зеркалами, вы навсегда забудете о сложностях парковки в жутко стесненных условиях мегаполиса или разъезде с «Газелью» в заставленном машинами и заваленном сугробами дворе. Просто потому, что станете супер концентрированным и – ну совсем как олимпийский чемпион по гимнастике – скоординированным шофером. Не просто до миллиметра чувствующим габариты авто, но и выстраивающим единственно верную траекторию его движения.

То же самое можно сказать и об уже упоминавшемся «повороте оверштаг» на ручнике. Методику этого только на первый взгляд нехитрого способа избавиться от преследования злоумышленников (на долю секунды не сильно прижал педаль тормоза, качнул руль, рванул ручку тормоза, прибавил газу – и уже мчишься в обратную сторону), в подробностях должен объяснять инструктор. Я же скажу, что освоив маневр, чувствуешь себя кентавром, единым целом с наконец-то понятым тобой куском высокотехнологичного железа, а не прокладкой между «баранкой» и педалями, коих, увы, на наших дорогах большинство... А ведь дальше слушателя Mazda Driving Academy ждет ночная погоня со стрельбой, взрывами и погашенными фарами, входящая отдельным «предметом» в «академический» курс.

Согласно вводной, на машине с vip-пассажиром отказывает и головное, и заднее освещение и она движется в свете фар авто сопровождения (экипажи координируют свои действия по рации). При этом кортеж закидывают гранатами, обстреливают с обочины и из выскакивающих из засад автомобилей. Чем меньше пулевых отверстий появится на кузове (особенно в районе расположения господской тушки, то есть у задней правой двери), тем лучше.

История, в которую простой человек, к счастью, может не попасть ни разу в жизни, если, конечно, власти страны не взорвут ее своей бездарной экономической, социальной и миграционной политикой, спровоцировав бунт безжалостный и беспощадный со всеми его криминальными проявлениями. Но дело в другом. Описанное упражнение, как, впрочем, и все остальные, учат водителя в любой нештатной ситуации не бросать руль, в панике хватаясь за голову, а этой самой головой думать, искать оптимально-безопасный выход из ситуации. И в этом смысле «Академия спортивного вождения Mazda» – настоящая находка для драйвера, понимающего, что даже самая динамичная езда должна быть в первую очередь безопасна и для него, и для его пассажиров, и для коллег по трафику.

Дрифтовать на сухом покрытии довольно сложно. Впрочем, легких заданий в «Академии спортивного вождения Mazda» не бывает.
Имитация ночного вооруженного нападения на vip-кортеж, изюминка тренинга.

И остается добавить, что всей этой водительской премудрости японцы предлагают своим клиентам набираться два раза в год во время зимних и летних сессий на крупнейшем в Восточной Европе автополигоне Navak в Сербии, близь Белграда. Здесь, на без малого 3-километровой трассе, опытные инструкторы обучают контраварийной езде и любителей, и профессионалов. В числе последних, кстати, не только сотрудники спецслужб и люди, занимающиеся охранной деятельностью, но и шоферы автобусов и грузовиков.