/ Erid: Pb3XmBtzt8yMv7F36ChHk8bxNSGViUG4vytr19G
14080

Какие прогнозы? Трансформация рынка грузоперевозок в новых условиях

Как грузоперевозчики адаптируются к текущим условиям на рынке
Пандемия и последовавшие за ней санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Структурные изменения оказались довольно существенными, а давление колоссальным. Однако, несмотря ни на что, бизнес выстоял, адаптировался к новым реалиям и продолжает свое развитие. Об этом в материале «Автовзгляда».
Поделиться
Изображение Какие прогнозы? Трансформация рынка грузоперевозок в новых условиях

О том, с какими трудностями столкнулись отечественные транспортники, и как они работают в нынешних условиях, рассказывает один из ведущих экспертов рынка, генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев.

— Период с 2020 по 2022 годы многие эксперты характеризуют как турбулентный. Можно ли сейчас начинать говорить о наступлении периода стабилизации?

— Прошедшие три года (с 2020 по 2022) стали для логистической отрасли настоящим испытанием на прочность. Пандемия привела к замедлению или даже остановке ряда производств, а также к падению спроса на некоторые группы продуктов. Это, в свою очередь, отразилось на объемах перевозок и снижению доходов транспортных компаний. Многие из них, чтобы выжить, были вынуждены не просто оптимизировать свои расходы, но и работать с минимальной прибылью.

Санкции нанесли серьезный удар по подвижному составу. Грузовики и прицепы, а также запасные части и расходные материалы сильно подорожали. Это привело к росту эксплуатационных затрат. В результате закрытия привычных маршрутов логистам пришлось перестраивать цепочки доставки грузов, что стало причиной существенного (по некоторым направлениям более чем на 15—20%) роста тарифов. Это оказало дополнительную нагрузку на бизнес.

Тем не менее отрасль устояла. А благодаря развитию импортозамещения и запуску параллельного импорта, перевозчики получили заказы на транспортировку грузов различного назначения по новым маршрутам. В первую очередь речь идет о странах СНГ, Юго-Восточной и Средней Азии. В итоге, к концу 2022 года ситуация на логистическом рынке стабилизировалась, и даже удалось добиться положительной динамики. Однако, по некоторым направлениям по-прежнему отмечаются некоторый дефицит подвижного состава и, связанные с этим, задержки с доставкой грузов.

— Какие виды перевозок сегодня наиболее востребованы? По каким направлениям работаете?

— Одним из самых выгодных, с точки зрения обеспечения максимальной загрузки подвижного состава, видов перевозок является работа со сборными грузами. Не случайно, «Байкал Сервис» специализируется именно на них. Два года назад мы сделали ставку на FTL-перевозки (от англ. Full Truck Load, «полностью загруженная машина»), и достигнутые в этом направлении успехи позволили нам укрепить свои позиции на рынке. В прошлом году у нашей компании было много заказов на транспортировку металлоизделий, главным образом, трубопрокатной продукции.

Что касается направлений перевозок, то самыми востребованными сегодня являются перевозки из центрального региона России, в частности, из Москвы и Московской области, в промышленные города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Большие объемы грузов «Байкал Сервис» доставляет заказчикам из Черноземья и Краснодарского края. Что касается типов грузов, то они сейчас самые разные: от промышленного оборудования и строительных материалов, до товаров народного потребления.

Для того, чтобы оптимизировать свои затраты и освоить новые направления, наша компания заключает партнерские соглашения с перевозчиками, имеющими сильные позиции в интересующих нас регионах. Примером такого взаимовыгодного сотрудничества является работа с транспортной компанией «Семар ЭкспрессБел» по доставке грузов в Республику Беларусь и в обратном направлении. Сегодня мы выполняем совместные рейсы в Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Бобруйск.

— Какие транспортные средства стоят на балансе вашей компании? Как решаете вопросы обновления парка техники?

— Собственный автопарк состоит из грузовиков отечественного производства. Основная транспортная единица магистральных перевозок (длинное плечо) — дальнемагистральные тягачи и «двенадцатитонники» КАМАЗ. На среднем и коротком плече в основном задействованы грузовики ГАЗ. Критических замечаний к надежности и экономичности наших машин у меня нет. По этой причине не вижу смысла переходить на технику иных производителей.

Чего бы хотелось, так это иметь возможность снизить затраты на обновление парка. Действующие сегодня программы финансирования (лизинг) не отвечают требованиям транспортных компаний. Да и стоимость машин за последние годы значительно выросла. По этой причине сейчас, в основном, мы вынуждены делать ставку на продление сроков эксплуатации имеющейся техники до ее продажи или списания. А для этого нам приходится решать вопросы, связанные с приобретением качественных запасных частей и расходных материалов. Благо, мы сохранили связи с проверенными поставщиками, которые гарантируют нам ритмичные поставки всего необходимого для ремонта и обслуживания техники.

Что касается возможности перехода на грузовики китайского производства, скажу следующее. Грузовики из КНР неплохо зарекомендовали себя в строительном сегменте. Но для работы на длинном плече китайцам необходимо развивать сеть фирменных СТО. Вот когда это произойдет, тогда и можно будет рассматривать их приобретение. Сегодня по охвату территории страны конкурентов у КАМАЗ и ГАЗ нет. Дилеры наших автопроизводителей работают во всех уголках РФ.

— Как вам удается сдерживать тарифы на транспортные услуги?

— Сдерживать тарифы нам помогает оптимизация эксплуатационных и операционных расходов. Несмотря на все возникающие трудности, в своей работе мы, прежде всего, ориентируемся на интересы наших клиентов. В начале 2022 года компания приступила к реализации новой стратегии развития клиентского сервиса, благодаря которой мы смогли повысить эффективность взаимодействия с заказчиками перевозок и укрепить свои позиции на рынке. Более того, компания зафиксировала цены на перевозки в ряд южных направлений, а в мае нам удалось снизить тарифы и по другим направлениям внутри страны. При этом оптимизация логистики позволила сократить сроки доставки грузов в среднем на 1—2 суток. В начале этого года мы подготовили уникальное для рынка сборных перевозок спецпредложение на основе запросов поставщиков федеральных и строительных сетей, позволяющее существенно сократить логистические издержки и точно спрогнозировать затраты на перевозку.

НАША СПРАВКА:

Созданная в 1994 году (28 лет на рынке) транспортная компания «Байкал-Сервис ТК», является одним из крупнейших игроков российского рынка перевозок сборных грузов. Обеспечивает быструю и удобную доставку грузов по России и ближнему зарубежью (Республика Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), оказывает услуги складской логистики, универсальной доставки. Выполняет автомобильные, авиа и контейнерные перевозки. География компании включает в себя свыше 150 терминалов, которые обслуживают более 50 000 населенных пунктов. Регулярное обновление и рост численности подвижного состава позволяет компании выполнять взятые перед клиентами обязательства и осваивать новые направления доставки грузов.

— Является ли частью этой стратегии такой мощный драйвер рынка перевозок, как e-commerce?

— Разумеется. Одним из эффективных направлений работы с клиентами я считаю именно направление «е-commerce», которое демонстрирует стремительный рост благодаря, в том числе, развитию маркетплейсов. Потребность в перевозках товаров от них огромна. Работать в данном сегменте выгодно. Это подтверждает наш опыт. Компания «Байкал Сервис» работает с маркетплейсами с 2017 года. За это время у нас сложился целый пул клиентов из более чем десяти тысяч поставщиков различных товаров. Скажу больше, только за последний год наша компания, сформировав несколько уникальных предложений, более чем вдвое увеличила объемы перевозок для маркетплейсов. По одному из таких предложений доставка грузов на паллетах для таких популярных площадок, как Wildberries и Ozon, обходится вдвое дешевле. Похожее выгодное предложение есть и по доставке небольших коробочных грузов.

Добавлю, что активный рост рынка «е-commerce» диктует и новые требования к качеству складских площадей, к их эксплуатационным и техническим характеристикам. Сегодня бизнесу важно, чтобы все необходимые производственные процессы были сконцентрированы в одном месте, — от этого напрямую зависит качество и скорость обработки заказов.

Учитывая запросы наших клиентов, в марте компания открывает новый современный экспедиционно-складской комплекс класса «А» «Котельники» на 10000 м2, ориентированный на работу с крупнейшими центрами оптово-розничной торговли на востоке Москвы. Благодаря планировке нового терминала, будет доступен полный комплекс логистических услуг, в числе которых ответственное хранение с потенциалом стеллажного хранения порядка 4000 палетомест.

— Ваши планы и прогнозы по развитию рынка перевозок на 2023 год?

— Уверен, что неразрешимых проблем сегодня в логистике нет, возникающие трудности — это одновременно и новые возможности. В 2023 году рынок продолжит адаптироваться к изменяющимся условиям, в том числе с учетом набирающего обороты параллельного импорта. Грузопотоки сместятся в сторону Азии, Индии, Турции и т. д. Логистические цепочки постепенно оптимизируются. Это позволит в некоторой степени обеспечить равномерность грузопотоков в страну, а также снизить стоимость перевозок грузов. Добавлю, что рынок транспортных услуг в России не просто выстоял под натиском санкций, он трансформировался и подстроился под текущую обстановку и, самое главное, продолжает свое развитие. А это значит, что мы, несомненно, «выедем» из очередного кризиса.

Реклама. ООО «Байкал-Сервис ТК»