Можно ли серьезно продлить жизнь «автомату» с помощью присадок

фото соцсети
Производители автохимии, в погоне за деньгами автовладельцев, понаделали присадок для любых жидкостей, имеющихся в автомобиле. Не обошли они своим вниманием и трансмиссию. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, стоит ли автовладельцу связываться с «доливками» этого типа.

Судя по типичным аннотациям на упаковках, практически каждая уважающая себя «присадка для АКП» улучшает плавность переключения передач, снижает вибрации трансмиссии, восстанавливает износ и защищает поверхности трущихся частей механизма, очищает их от загрязнений и так далее в том же духе: сплошные плюсы и полезности при полном отсутствии минусов. Но так ли это на самом деле?

Начнем с того, что чуть ли не основная роль в обеспечении работоспособности АКП принадлежит трансмиссионной жидкости. В мире существует несколько типов этих «масел». Причем почти каждый автопроизводитель требует, чтобы в ту или иную его автоматическую КП заливали жидкость исключительно определенной спецификации.

В ответ на это производители «присадок для автомата» предлагают лить свою химию в любую «коробку», вне зависимости от ее модели, конструктивных особенностей и типа применяемого там масла. Кто в этом случае дурак или жулик — автопроизводитель или изготовитель автохимии — объяснять, думается, не нужно.

фото germany-s

Но допустим на время, что присадка не поменяет в худшую сторону параметры трансмиссионного масла. Сможет ли она что-то там «предохранить от износа», «очистить» или «улучшить плавность»?

Предохранять от износа, надо понимать, предполагается поверхности трения зубчатого насоса. Штука в том, что они контактируют, будучи полностью покрыты трансмиссионным маслом и практически не изнашиваются. Но даже этот износ ни на что не влияет при работе «автомата». Хотя бы потому, что любой такой насос в АКП изначально рассчитан с большим запасом производительности. Скорее КП развалится от старости, чем износ зубъев насоса начнет сказываться на ее работоспособности.

«Очистка поверхностей» КП с помощью присадки — это вообще смешно. Если там что-то и загрязняется, то только само трансмиссионное масло — продуктами естественного механического износа. Его и только его требуется очищать в АКП. Для этой цели служит специальный фильтр. И периодическая замена трансмиссионной жидкости.

фото arkzoft

Улучшение плавности переключения «автомата» с помощью присадок — вообще из области какого-то «шаманства». Чтобы это понять, достаточно вспомнить, что толчки и удары при переключении передач в трансмиссии возникают из-за несвоевременной остановки фрикционных пакетов. Если верить обещаниям в аннотациях к «присадкам АКП», они решают эту проблему. Видимо, путем изменения коэффициента трения у фрикционных дисков.

При этом каким-то загадочным образом остаются неизменными параметры трения у стальных дисков и самой трансмиссионной жидкости! Как реализовать на практике такую филигранную избирательность, вам не скажет ни один специалист по АКП. А кудесники из числа производителей автохимии легко подобный фокус исполняют. Но только на бумаге рекламных буклетов.

Вывод из всего вышесказанного: если вам не жаль денег на покупку сомнительного препарата, а также плевать, что произойдет с АКП, тогда да — лейте в нее приглянувшуюся «присадку». Может, после этого с «автоматом» и не произойдет ничего плохого. При лучшем раскладе.

Фото производителя.

Впрочем, отмеченные выше эксплуатационные издержки «автоматических» присадок в основном относятся к продуктам так называемого тюнингового направления. Справедливости ради надо отметить, что в продаже сегодня представлены и препараты лечебно-профилактического действия, ориентированные на применение в «немолодых» автоматических трансмиссиях.

Основное назначение таких средств автохимии — поддержка работоспособности тех или иных значимых элементов подержанной АКП. В качестве примера можно привести хорошо зарекомендовавшую себя на практике немецкую присадку для «автоматов» под названием ATF Additive. Продукт был разработан химиками фирмы Liqui Moly для восстановления герметизирующих свойств сальников и прокладок, используемых в АКП.

Присадка содержит компонент Seal Sweller, вызывающий контролируемое набухание резиновых и прочих эластомерных уплотнений, а также снижение их твердости. В результате сальники и прокладки могут долго сохранять требуемый объем рабочей жидкости внутри агрегата. Помимо этого, благодаря особым компонентам, ATF Additive обладает неплохим очищающим действием. Важная особенность данной присадки состоит в том, что она способна удерживать частички грязи во взвешенном и безопасном для «автомата» состоянии. Что дает возможность замедлить старение и окисление масла в АКП.