ПРИМАНКА ДЛЯ ВОРА

Дверь дорогого Mercedes 240 открылась без проблем. Под натиском трехгранного шила из титанового сплава замок зажигания не устоял и с хрустом провернулся. Однако когда угонщик попытался завести машину, послышались щелчки закрывающихся дверных запоров.

Дверь дорогого Mercedes 240 открылась без проблем. Под натиском трехгранного шила из титанового сплава замок зажигания не устоял и с хрустом провернулся. Однако когда угонщик попытался завести машину, послышались щелчки закрывающихся дверных запоров.

Сначала вор не обратил на это внимания, но когда с десятой попытки мотор не завелся и он попытался выбраться наружу, пришло прозрение. Правда, слишком поздно: за окнами Mercedes уже злорадно скалились полицейские физиономии.

Паренек в “мерине” засуетился, занервничал. Хотел было выбить лобовое стекло, но его остановил окрик полицейского, открывшего дверь автомобиля: “Не трудись, — остудил злоумышленника страж порядка, — все стекла бронированные. Ты скорей ноги переломаешь, чем их разобьешь”.

Ловля на живца

Точных данных, сколько угонщиков поймали полицейские канадского города Ванкувера при помощи “машин-ловушек”, пока нет. Новая городская программа по борьбе с автоворовством пока только в стадии становления. Но, судя по всему, администрация Ванкувера настроена серьезно. Предполагается расставить в каждом районе города по несколько “машин-ловушек”. Понятно, что внешне эти автомобили ничем не отличаются от обычных. Все их секреты — внутри. И их немало: противоугонная система спутникового слежения с дистанционным оповещением о несанкционированном взломе, оригинальные приспособления, позволяющие удерживать злоумышленников в машине продолжительное время, а также микровидеокамеры, фиксирующие действия преступников. Короче, набор опций таков, что, если вор попал в такую “западню”, отвертеться от срока ему не поможет даже самый ловкий адвокат. Собранная аппаратурой “автомобиля-ловушки” информация — безупречная доказательная база вины подозреваемого в суде.

Хотя одно время некоторые ученые и судьи довольно резко критиковали борьбу с автоворами подобными методами, мотивируя это тем, что работники правоохранительных органов своими действиями провоцируют совершение преступления. Мол, без организованной “приманки” граждане никакого злодеяния совершить не смогли бы. Но эти доводы больше похожи на демагогию и озвучиваются уважаемыми людьми с единственной целью — привлечь внимание общества к собственной персоне. Спецслужбы легко доказали горлопанам, что лишь теоретически (подчеркнем — весьма и весьма теоретически) возможна ситуация, когда в полицейскую ловушку случайно проникнет честный гражданин. Да и то чисто теоретически — в жизни таких прецедентов не было. Кстати, метод “ловли на живца” получил распространение не только в Канаде, но и в Англии, Франции, некоторых других странах. Да и в России иногда практикуется описанный метод борьбы с угонщиками.

У России путь другой

Однако отношение отечественных сыщиков к ловле угонщиков при помощи “автомобилей-приманок”, мягко говоря, прохладное. Причина — отсутствие должного финансирования. Для того чтобы подготовить “приманку”, требуется от 3 до 5 тысяч долларов. При этом сам автомобиль должен быть новым и популярной модели. И не один. Но максимум, на что сегодня способны наши милиционеры, — это в единичном экземпляре оснастить какую-нибудь “девятку” противоугонкой с функциями космического слежения. Но ситуация от этого кардинально не изменится, а головной боли у доморощенных пинкертонов заметно прибавится. Во-первых, все опера “угонных” отделов прекрасно осведомлены, что бесследно исчезают даже правительственные машины со всеми “космическими” наворотами. Поэтому во время проведения операции с “машиной-ловушкой” надо организовывать круглосуточное прикрытие и наблюдение. Дело это хлопотное. А вдруг “прокол”? Кто вернет деньги в государственную казну за утерянную “тачку”? Второй момент. Если учитывать, что “приманка” у милиционеров в единственном экземпляре, то перед ее операцией следует провести определенные оперативные действия. То есть четко знать, откуда и какие марки автомобилей на данный конкретный момент времени чаще всего угоняются, каким методом они похищаются и т.д. и т.п. Другими словами, провести предварительную оперативную разработку. Без этого “ловля на живца” может затянуться не на один и не на два месяца. А наше высокое начальство нетерпеливо и требует отчетов по количеству пойманных преступников не завтра, а сегодня, сейчас. В общем, как отмечают сыщики, “ловля на живца” нынче нам не по карману, качественного эффекта здесь можно достичь, поставив дело на поток.

Между тем при своей вопиющей нищете и дефиците простейшего оборудования типа камер слежения, “жучков” и тому подобного сыскари умудряются регулярно отлавливать преступников и отправлять их за решетку.