2265

ВО ВЛАСТИ БЕЛЫХ МУХ

Морозной зимней ночью практически каждому водителю снятся ужасные сны: остатки последнего, уже вчерашнего тепла безнадежно улетучиваются из его любимого авто, предоставляя нежное и ранимое сердце машины в полное распоряжение безжалостных и коварных слуг Снежной королевы.
Поделиться

Морозной зимней ночью практически каждому водителю снятся ужасные сны: остатки последнего, уже вчерашнего тепла безнадежно улетучиваются из его любимого авто, предоставляя нежное и ранимое сердце машины в полное распоряжение безжалостных и коварных слуг Снежной королевы.

Крепкий мороз пробирается повсюду. Коварно ползет по проводам в аккумуляторную батарею, превращая агрессивный некогда электролит в безобидную и бесполезную жидкость. Напрочь замерзают все уплотнительные прокладки, резиновые сальники и патрубки. Страдает абсолютно все: металл, пластмасса, резина и даже стекло. Не замерзает только бензин в баке, хотя специалисты утверждают, что и он теряет на морозе некоторые свои свойства. Когда зимой температура на градуснике за окном падает до критических отметок, опускаясь ниже 20—25 градусов, многие автолюбители с ужасом представляют себе, какой кошмар творится сейчас под капотом их несчастных, замерзших в “ракушке” или просто окоченевших на ветру у подъезда автомобилей. Как смерзается и загустевает на морозе залитое накануне недорогое отечественное моторное масло, нежно обнимая уснувший, возможно надолго, коленвал.

Следи за струей

Заливают в автомобиль многое. А если проявить чуточку фантазии, то в машине можно найти резервуар практически для любой известной нам жидкости. Бензин, моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, тосол, антифриз, жидкость для мытья стекол, масса всевозможных присадок к топливу, жидкие герметики, удалители влаги и очистители топливной системы, очистители системы охлаждения. Можно заливать водку в омывательный бачок, просто воду, на худой конец, — всего и не перечислишь.

Но, поскольку на дворе зима, с жидкостями нужно быть поосторожней — неровен час замерзнут. С бензином и водой все более или менее ясно. Последней зимой вообще хода нет как внутрь, так и наружу, а бензин — величина постоянная, он должен быть всегда. Что же касается масла, то если при последней замене вы залили в горловину своего движка что попало, то в такую погоду даже и нечего думать о том, чтобы с утра запустить двигатель традиционным способом — поворотом ключа. Даже если вы на ночь снимали аккумулятор и таскали его погреться домой, то и при исправности всей электрики и стартера у вас есть шансы посадить даже теплую батарею. А заводиться вам придется, болтаясь сзади на тросе у соседа по гаражу, если тот любезно согласится вас потаскать. Что, как сами понимаете, совсем не добавит здоровья ни вашему движку, ни сцеплению, ни трансмиссии.

Не подходящее для зимней эксплуатации автомобиля масло вечером после остановки двигателя в течение пяти минут покидает все смазываемые поверхности по причине своей заведомо заниженной густоты и вязкости и стекает остывать в поддон картера. А при запуске двигателя в мороз сэкономленные копейки дадут о себе знать неприятностями. Некачественное или не рассчитанное на значительное понижение температуры масло загустевает, превращаясь из жидкости в патокообразную жесткую субстанцию. Таким образом, при повороте ключа происходит так называемый “сухой” пуск двигателя (если он вообще происходит), все трущиеся поверхности которого несколько минут соприкасаются без смазки, пока субстанция в картере не прогреется до определенной температуры и масляный насос не начнет подавать оттаявшую смазку в каналы. Думается, никому не нужно долго объяснять, чем чреват “сухой” старт: несколько подобных запусков могут отправить даже самый пламенный мотор на капремонт. Поэтому зимой при выборе подходящего масла для вашего авто не стоит экономить и легкомысленно покупать товар сомнительного качества. Гарантией бесперебойной работы двигателя могут стать уже проверенные безжалостным временем и беспощадным рынком известные марки, предназначенные для использования зимой.

Окоченелые ручки

“Готовь сани летом” — гласит русская народная пословица. Но в данном случае многие, даже опытные водители тянут до последнего, пока не придут первые морозы, которые, как лакмусовая бумажка, проявят все явные и потенциальные неисправности автомобиля. Чтобы не оказаться приятным морозным утром лицом к лицу с неожиданной поломкой, необходимо тщательно готовить автомобиль к зиме. С маслом мы вроде все выяснили, но помимо него в наших движках плещется еще и тосол. Многие думают, залил один раз и забыл — ан нет. Тосол необходимо каждые три года полностью менять, так как со временем он теряет свои антизамерзающие и другие свойства. Свежий тосол — залог внутреннего здоровья системы охлаждения двигателя, являющейся в зимний период еще и системой обогрева салона. Владельцам отечественных автоподелок наверняка хорошо знакома ситуация, когда коррозийные и другие “склеротические” отложения на стенках охлаждающе-обогревающей системы становятся причиной закупорки радиатора печки. А снять и прочистить под давлением этот немудреный агрегат зимой можно лишь в автосервисе и за очень дополнительные деньги, вот многие и катаются с постоянно мерзнущими ногами. Ждут лета. Еще одна зимняя напасть — выход из строя краника отопителя, замена которого тоже не приносит особой радости автовладельцам. Поэтому, если есть хоть малейший намек на его негерметичность, то меняйте не раздумывая, не то зимой весь тосол окажется у вас в салоне под ногами, и у вас появится редкая возможность подышать какое-то время его вредными для здоровья парами.

Тормозная жидкость — дама тоже весьма капризная. Она хоть и не замерзает на морозе, но ухода требует. Помимо периодической доливки необходимо следить за ее прозрачностью, ну и, как водится, раз в три года необходимо полностью сливать ее из тормозной системы. Кстати, сами тормозные цилиндры на зимней дороге должны четко и равномерно схватывать. Если летняя трасса, может, и простит вам неравномерную работу тормозов, то на льду такая неисправность легко приведет к трагедии. Так что хоть тормоза и придумали трусы, но следить за их синхронной работой полезно даже самым отвязным. Все незначительные на летний взгляд протечки или выпотевания тормозухи к зиме должны быть устранены. При экстремальной температурной нагрузке негерметичные тормозные трубки и шланги наверняка разрушатся, что также может повлечь за собой медицинские последствия для водителя.

Перед наступлением холодов неплохо бы прочистить и систему питания. У кого что: форсунки или карбюратор — все равно. Грязный и запущенный карбюратор на сильном морозе наверняка откажет движку в подаче топлива. Вы будете час болтаться за кем-нибудь на тросе, но толку не будет. Чистота — залог здоровья как автомобиля, так и вашего личного. Ведь авральные работы на морозе по пуску окоченевшего двигателя и переборке карбюратора в каждом втором случае приводят к простуде и гриппу. Но систему питания требуется оборонять не только от механической грязи, масла и прочей нечисти. Ее необходимо беречь и от воды, которая, в том числе в виде конденсата, порой попадает в бензобак, бензопровод, карбюратор (или систему впрыска) и бензонасос. Кстати, электрические бензонасосы наиболее часто выходят из строя именно по этой причине: смена температуры — конденсат — короткое замыкание. Самые дотошные и дальновидные водители, особенно в последнее время, добавляют в топливо специальные препараты, вытесняющие воду из топливной системы, химически преобразуя ее в безвредные соединения. Желающие могут попробовать: эти добавки продаются в магазинах.

Искра есть. Ее не может не быть

Электрика. Как много в этом звуке для сердца российского водителя. Действительно, электрика — это боль и слезы “счастливых” обладателей автомобилей отечественного происхождения. Вроде все исправно, садись и поезжай, а включаешь — не работает. Чтобы не придумывать снова велосипед и не гоняться ясным морозным утром в поисках пропавшей где-то под капотом искры, рекомендуем перед началом холодов провести полную ревизию системы зажигания. Обязательно замените свечи, старые высоковольтные провода можно смело выкинуть, зимой их обязательно начнет глючить. Если представится возможность, проверьте, нет ли утечек электричества на кузов. В агрессивной зимней среде “измена” потенциала с кузовом может не только угробить аккумулятор, но и значительно интенсифицировать внутренние коррозийные процессы. Почистите контактную группу трамблера, проверьте, исправен ли подшипник. И вообще, чем больше в вашем багажнике всевозможных запасных узлов и агрегатов, тем спокойнее езда. Запасной аккумулятор — это, конечно, крутовато, но катушка зажигания, коммутатор и несколько свечей лишними никогда не будут. Да, и не забудьте до наступления холодов долить и подзарядить аккумуляторную батарею.

Как известно, особенно представителям мужского пола, резина — вещь крайне ненадежная. Но куда деваться! На морозе резина практически полностью теряет эластичность, что в некоторых случаях может повлечь весьма серьезные последствия. Растрескавшийся патрубок системы охлаждения — еще полбеды, его можно в течение десяти минут заменить. А если один из сальников незаметно выпустит из коробки передач или движка масло, а вы это дело не заметите, то мы вам не завидуем. Можно нарваться и на капремонт. Поэтому если все лето сальник, как выражаются, потел, то зимой он станет жестким и не сможет выполнять возложенные на него важные функции. Замена сальников — один из важнейших пунктов сезонной подготовки.

Что же касается колес, то, сами понимаете, резина должна быть, безусловно, зимней, это в интересах вашей же безопасности. Если морозным утром, выйдя из дома, вы увидели, что одно из колес спущено, то не спешите его накачивать. Оно наверняка смерзлось и от резкой накачки может треснуть на сгибе. В таких случаях рекомендуем использовать запаску. Однако зимние баллоны в принципе рассчитаны на эксплуатацию в экстремальных погодных условиях.

Довольно много проблем зимой могут причинить “дворники”. Если вы не хотите отмачивать в бензине старые щетки, добиваясь прежней эластичности, то приобретите комплект новых. Эта не сильно дорогостоящая покупка зимой поможет вам сохранить множество нервных клеток, которые, кстати, не восстанавливаются.