МЕЛКИЙ ПРОХОДИМЕЦ

Автомобили компании “Suzuki” всегда отличались скромными размерами, но это еще не значит, что они скромны во всем остальном. Взять, к примеру, Vitara...

Автомобили компании “Suzuki” всегда отличались скромными размерами, но это еще не значит, что они скромны во всем остальном. Взять, к примеру, Vitara. Даже в пятидверной версии она намного меньше полноразмерных покорителей бездорожья, однако ни в чем другом не уступает тем же Mitsubishi Pajero или Isuzu Trooper.

Конструкция маленького японского внедорожника традиционна, надежна, а главное — оптимальна для тех, кто ездит на одном автомобиле и по городу, и по достаточно серьезным буеракам. Vitara отнюдь не пляжный джипчик типа Toyota RAV4. Здесь все по-честному: мощная несущая рама, толстая балка заднего моста, независимая передняя подвеска с прочными рычагами, жестко подключаемый передний мост. Такое оснащение позволяет машине чувствовать себя на бездорожье очень даже неплохо. При этом на асфальте автомобиль сохраняет вполне легковое поведение.

Признанный космополит

Появившись на свет в конце 1989 года, Suzuki Vitara быстро получила признание во всем мире и пользуется им до сих пор. Более того, ее и производили буквально по всему миру: Япония, Германия, Канада, США, Испания, Малайзия, Эквадор... Правда, на разных континентах Vitara может называться разными именами. Geo Tracker, Chevrolet Sidekick, Suzuki Escudo — по сути все это одна и та же машина. Вряд ли неудачный автомобиль смог бы завоевать четыре континента. Но не все Vitara одинаковы.

Suzuki японской и немецкой сборки держат пальму первенства по качеству и надежности. Экземпляры канадского производства иногда могут преподносить неприятные сюрпризы, американские частенько колесят по свету в весьма бедной комплектации. На таких машинах может запросто отсутствовать задний дворник и даже концевые выключатели салонного света в дверях. А уж электропакет в заокеанском варианте и вовсе представляется роскошью. Автомобили малайзийской и эквадорской сборки в Европе не встречаются, так что об их качестве говорить затруднительно, а вот от испанцев лучше держаться подальше. Сборка хоть и европейская, но... ведь Россия — это тоже Европа. Суть улавливаете?

Чтобы определить национальность будущего приобретения, обязательно запишите VIN и обратитесь к дилеру. Там вам абсолютно точно назовут место рождения машины и страну-изготовитель, а заодно и год выпуска. Также необходимо посмотреть, есть ли рядом с ручкой коробки передач рычаг раздаточной коробки. В противном случае можно запросто купить заднеприводный вариант Vitara. Они хоть и не очень часто, но попадаются. И не западайте на возможные заверения продавца, что это экземпляр с постоянным полным приводом и автоматической блокировкой дифференциала. Таких в природе просто не существует.

По три или по пять?

До 1991 года Vitara предлагалась только в трехдверном варианте кузова. Часть машин комплектовалась вместо жесткой крыши складным тентом с пленочными окнами. Летом в такой машине отлично: пара минут — и ты едешь в прямом смысле с ветерком. Зимой же кабриолет тот еще подарок. Щелей вроде бы и нет, а все равно холодно. Да и в плане защиты от воров тент не самый лучший вариант. В 1991 году появились пятидверные кузова. В такой машине с удлиненной на 280 мм базой можно спокойно разместиться впятером — за счет того, что задний диван не зажат между колесными нишами. В “трехдверке” же максимальная вместимость — 4 человека. При этом водитель и сидящий на переднем сиденье пассажир чувствуют себя намного комфортнее сидящих на “галерке”. Водительская эргономика в Vitara просто на “пять”, если не считать обзора назад. Машина изначально проектировалась под правый руль, а потому и крепление запасного колеса у нее смещено вправо. Для леворульных европейских и американских вариантов это решение менять не стали — и “запаска” у них закрывает приличный сектор обзора.

Кузовное железо с допольнительным антикором днища у всех модификаций неплохо выдерживает отечественную эксплуатацию с зимними реками химреагентов на улицах. А вот глушитель относится к соляным растворам совсем не здорово и довольно быстро прогорает. И еще о зиме — в длиннобазной версии мощности отопителя не хватает для прогрева боковых стекол багажника. Поэтому в сырую и холодную погоду они частенько запотевают. Да и вообще система вентиляции в машине — не образец для подражания.

Не дожидайся визга

Изначально Suzuki Vitara комплектовалась 80-сильным бензиновым агрегатом объемом 1,6 л, однако скоро гамма расширилась. Среди бензиновых версий попадаются как карбюраторные, так и инжекторные — с одноточечным и распределенным впрыском. Самый мощный вариант — с двухлитровым мотором — развивает 132 л.с. Также в гамме были двухлитровые дизели, в том числе и с турбонаддувом, мощностью от 68 до 87 л.с. Каких-либо типичных болячек моторы не имеют и кроме регулярной смены фильтров требуют замены ремня ГРМ и его роликов не реже раза в 100 тыс. км, маслосъемных колпачков и сальников коленвала — раз в 150—200 тыс. км пробега. Про надежность двигателя говорит следующий факт: на сервисных станциях иногда появляются экземпляры, прошедшие без капиталки по 300—350 тыс. км. Мало того, даже при больших пробегах моторы отличаются мизерным расходом масла и при этом без заметных последствий переносят его недостаток.

Едва ли не более важно, чем подыскать подходящий мотор, — выбрать машину с “живой” трансмиссией. Коробки передач бывают как механические 5-ступенчатые, так и 4-ступенчатые автоматические. Все они тоже отличаются надежностью и неприхотливостью, но “автоматы” очень не любят, когда засевшую в грязи машину водитель пытается вытащить враскачку. От этого фрикционы горят — только дым идет. Так что при выборе машины обязательно понюхайте масляный щуп коробки передач. Если чувствуется запах горелого масла, лучше от такой покупки отказаться. У моделей с механическими коробками расходным материалом можно назвать тросик сцепления. Его максимальный предел — 100 тыс. км. Если же постянно управлять машиной в раллийном стиле с резкими перключениями скоростей и, не дай бог, с недовыжимом сцепления, проблемы возникнут уже с самим агрегатом. Основные причины перебоки “витаровских” коробок — выход из строя синхронизаторов и приводов управления.

Очень важно проверить состояние раздаточной коробки. Неприятности с ней возможны главным образом из-за неправильной эксплуатации. Как у всех внедорожников с подключаемым передним мостом, раздатка не снабжена межосевым дифференциалом. Поэтому при пользовании полным приводом на твердых дорожных покрытиях она быстро выходит из строя. К счастью, это не происходит одномоментно: перед смертью раздаточная коробка будет долго визжать и потрескивать.

Последнее слабое звено в трансмиссии — автоматические муфты ступиц переднего моста. Дело в том, что после выключения полного привода рычагом в салоне для разблокирования ступиц надо проехать задним ходом хотя бы метр. Иначе автоматические хабы не срабатывают или срабатывают не до конца, что и выводит их из строя. А заодно по той же причине могут повредиться сателлиты в дифференциале переднего моста. Так что многие хозяева Suzuki Vitara меняют автоматические муфты на ручные.

Подвески не от ювелира

Ходовая часть маленького джипа выглядит на удивление прочной. Особенно после того, как наглядишься на изящные ювелирные подвесочки паркетных машинок. У Vitara же, как и положено нормальному внедорожнику, все весомо, грубо, зримо. Задняя зависимая подвеска с пружинами представляет собой мощную конструкцию, обладающую значительным ресурсом. Даже камень, вывернутый из земли балкой заднего моста, обычно не причиняет ей никакого вреда. Слабоваты лишь подшипники полуосей у автомобилей, выпущенных до 1994 года включительно. Именно поэтому такие автомобили не рекомендуется оснащать широкими шинами-”катками”.

Независимая передняя подвеска в силу своих конструктивных особенностей более нежная. Впрочем, опять же только по меркам вездеходов. Ее сайлентблоки и шаровые обычно требуют замены через 100—140 тыс. км. Ничего сложного в этой процедуре нет. А вот подшипники поворотных кулаков могут напомнить о себе несколько раньше.

Как и на любом другом автомобиле с независимой подвеской ведущего моста, здесь тоже очень внимательно надо следить за состоянием резиновых пыльников ШРУСов, чтобы через порезы и трещины внутрь не попала грязь. Особенно важно это в межсезонье, на проселочных дорогах, когда налипшая днем жидкая глина ночью застывает острыми комьями и легко может прорвать гофру.

Передние дисковые и задние барабанные тормоза отличаются высокой надежностью, ремонтопригодностью и, как правило, никаких хлопот не доставляют. Зато практически на всех более-менее побегавших машинах подтекает система гидроусилителя. К сожалению, замена сальников рулевого механизма не дает ощутимого результата, поскольку в процессе работы изнашивается не только сальник, но и сам вал. Поскольку обычно эта течь прогрессирует очень медленно, достаточно периодически доливать в редуктор жидкость. Гудение при вращении руля однозначно указывает либо на недостаток жидкости, либо на умирающий насос ГУРа.

Ситуация с запчастями для Vitara характерна для любой “японки” распространенной модели. Новые оригинальные запчасти стоят несколько дороже, чем на европейские автомобили, однако при желании можно найти большое количество сравнительно дешевого неоригинала, в том числе и весьма качественного. Кроме того, б/у агрегаты и кузовное железо довольно легко купить на разборках или, на худой конец, заказать с Дальнего Востока или из Японии. Сами же машины в хорошем состоянии стоят от $3500 за 3-дверки первых годов выпуска до $12000—14000 за совсем свежие 5-дверки.