1993

Не пьян, а водкой разит

Спирт — основной компонент зимних омывающих жидкостей. Еще туда входит вода и разные “отдушки”. Естественно, все компоненты должны быть максимально дешевы, иначе смысла в производстве “незамерзухи” нет никакого.
Поделиться

Спирт — основной компонент зимних омывающих жидкостей. Еще туда входит вода и разные “отдушки” — чтобы этот самый спиртовой запах заглушить. Естественно, все компоненты должны быть максимально дешевы, иначе смысла в производстве “незамерзухи” нет никакого. Иначе, как в не совсем давние времена, автолюбители начнут лить в бачок омывателя паленую “табуретовку”.

С другой стороны, делать “жижу” из совсем уж откровенной дряни не позволяют санитарные требования и различные инспекции, которые за выполнением этих норм худо-бедно, но следят.

Еще года три назад в производстве незамерзающих жидкостей в качестве спиртовой основы частенько использовался метанол. У этого спирта все хорошо — и низкая температура кристаллизации, и минимальная цена... Вот только для человека он очень ядовит, причем не только в жидком виде, но и в газообразном, то есть в виде паров. При этом метанол довольно летуч.

Этот яд официально запрещен для использования в пищевой промышленности и в качестве бытового химреагента. А вот как техническая жидкость, в том числе и для для автомобилей — нет. Поэтому вовсю применяется промышленностью в качестве растворителей, добавок в топливо и т.п. Некоторое время его активно использовали и для получения незамерзающих жидкостей. Но поскольку в таком качестве метанол попадает в пользование к людям, не прошедшим инструктаж по технике безопасности при работе с сильнодействующими ядами, а, кроме того, может действительно повредить здоровью водителя и пассажиров, то Минздрав его автоматически относит в разряд запрещенных веществ, и гигиенический сертификат на “незамерзуху” с метанолом получить невозможно.

Дело в том, что, попав на теплое стекло, часть метилового спирта испаряется и затягивается в систему вентиляции салона. А это совсем не здорово для его обитателей — при частом включении “писалок” концентрация метанола во внутреннем пространстве автомобиля может достигнуть довольно опасных величин. Но, с другой стороны, для производства технических жидкостей получать гигиенический сертификат совершенно не надо. Получается парадокс. С одной стороны, производство “незамерзухи” на основе метилового спирта не запрещено. С другой, ее нельзя выпускать в свободную продажу. И любая комиссия из санэпидемнадзора имеет право этот товар из продажи изъять, а торговую точку прикрыть.

Однако метаноловые жидкости по причине наиболее дешевого сырья максимально выгодны торговцам, да и производителям технической химии, особенно если морально-этические вопросы для них столь же абстрактны, как понятие трансценденции. Так и лавируют они между Сциллой и Харибдой в мутных водах придорожных развалов и рынков. Как у них это получается — посмотрим, заглянув на несколько торговых точек в Москве.

Базарный день

Первый адрес, который пришел на ум, — Южный порт. Там, на рынке запчастей, чего только не встретишь. Но, к большому удивлению, незамерзающих жидкостей мы нашли тут совсем немного: всего 4 типа. Все, как на подбор, отечественного производства в пятилитровых круглых бутылях по единой цене — от 35 до 50 рублей в зависимости от лотка. Но не от содержимого. По словам продавщицы, выставившей полный набор “незамерзух”, по своим свойствам “жижи” одинаковы: не кристаллизуются до -30, но водой даже в оттепель лучше не разводить. Что ж, на градуснике -10, и синенькие жидкости бодро плещутся.

Чем же они различаются? Все просто: насыщенностью красителя, запахом и текстом на этикетках, судя по которым, выпущены все в разных местах: две в Москве, две — в подмосковном Красногорске. Да и температура замерзания указана чуть разная: от -30 до -35. Две жидкости косят под импорт: латинские буквы названий “Super Vision” и “Good Way Summer Glass” призваны сбить с толку незадачливого врага отечественного производителя. Впрочем, по большому счету, нам происхождение “жижи” не важно. Интереснее ее состав. Самый полный список ингредиентов указан на первой этикетке. Судя по ней, основные вещества тут — декабринол и этиленгликоль. Не самые полезные для здоровья компоненты, но все же менее вредные, чем метанол. Другая сделана на основе изопропилового спирта, причем на рынке мы встретили ее в двух видах: голубую — с запахом лимона и зеленую — с запахом яблока. Оба запаха оказались вполне себе ничего, но букет дополнен химическими тонами. Более резкий спиртовой запах присущ жидкости “Мастер”, в основе которой, как написано на этикетке, лежит тот же изопропиловый спирт.

А вот о составе “Блеска” узнать что-либо не удалось. Правда, его производители красными буквами уверяют покупателей, что жидкость нетоксична и не содержит метанола. “А что, и пить можно?” — интересуюсь у продавца. Он мнется: “Не знаю, не пробовал. Наверно, все-таки не стоит.” На остальных этикетках, кстати, небольшой треугольник с черепом и костями присутствует. “А эти, значит, все-таки ядовиты?” — продолжаю интересоваться у другого прилавка. — “Нет, это значит, что там горючие вещества есть.” Я в недоумении: “Так что, она у меня в бачке полыхнуть может?” — “Да нет, я не то сказал. Ее внутрь принимать нельзя. А так они все безвредные”. Интересно, насколько твердо знают продавцы свой товар, маркировку, состав и т.д.?

Кому яду свежего?

Я не зря столь подробно описал жидкости, встреченные в Южном порту. Сегодня — это самые распространенные стеклоомывающие вещества в городе. Они есть во многих небольших магазинчиках, на большинстве развалов вдоль дорог и набережных. Причем как в самой Москве, так и на выезде из города. На других рынках — за МКАД у Мытищ, на Варшавке и в Кунцево — расклад по “жижам” оказался абсолютно таким же. Интересно, что нигде — а в “крутые” фирменные магазины иностранных дилеров и большие автосупермаркеты я не заезжал специально — в продаже не было импортных жидкостей. Дорого. Импортные “незамерзухи” — совершенно особый сегмент рынка, и их потребитель по автобазарам не ходит. Что интересно, дешевых подделок под импорт тоже замечено в продаже не было. Да и чего подделывать-то, когда можно просто напечатать корявых этикеток без обратного адреса и продавать метиловую “незамерзуху” по цене 25 рублей за 5 л на импровизированном “пятачке” у дороги. И будут брать, потому что вдвое дешевле.

Действительно, проехав через северо-восточный сектор города от Ленинградки до Рязанки, мы, не особенно утруждая себя, нашли в Москве шесть “временных точек”, на которых предложили в качестве самой дешевой жидкости именно метаноловый “коктейль”. Что самое интересное, везде одинаковая по цвету и запаху, да и скорее всего по составу ядовитая жидкость была маркирована разными этикетками. Видимо, ее действительно производят на разных химзаводах. А может, и не на заводах вовсе.


Рынок незамерзающих жидкостей в нынешнем сезоне по своему составу несколько отличается от прошлогоднего. Некоторые марки ушли, зато появились новые. Меньше стало привозной жидкости из дальних городов. Кстати, широко рекламируемый черноголовский омыватель в продаже мы так и не встретили. То ли его весь в момент разобрали, то ли объемы поставок очень маленькие... Впрочем все это незначительные перемены. Главное, что особенно приятно, в продаже уменьшился объем откровенной отравы, хотя и совсем незначительно. Но это хороший знак. Нарваться на яд проще всего, покупая жидкость на придорожных развалах. В более цивилизованных местах его нет. Хотя, кто знает, намного ли полезнее для здоровья “лицензионная продукция”?