Городские «сумасшедшие»

У вашего корреспондента от обучения в различных автошколах скоро “поедет крыша”. Я рискую окончательно разучиться водить машину, как дитя у семи нянек. Тем не менее познакомлю вас с еще одной школой. Ее концепция отличается от других.

У вашего корреспондента от обучения в различных автошколах скоро “поедет крыша”. Я рискую окончательно разучиться водить машину, как то дитя у семи нянек. Тем не менее познакомлю вас с еще одной школой. Ее концепция езды по городу отличается от других.

Сегодня это центр “Штурман”. Его основатель Андрей Путято, многократный чемпион 7-го управления КГБ СССР по автоспорту, тренер сборной того же управления, автор методик подготовки водителей спецподразделений, в том числе группы “А”, известной как “Альфа”. Идеология созданного им центра — активная городская езда. “Есть много спортсменов, прекрасно управляющих автомобилем на соревнованиях, и лишь немногие грамотно, красиво и динамично едут в городе”, — считает Андрей. Манера и техника управления автомобилем на спортивных трассах в корне отличаются от вождения в агрессивной городской среде.

Большинство методик обучения берут свое начало из автоспорта, когда надо пройти скоростную трассу на специально подготовленном “боевом” автомобиле. Скажем, на ралли скоростные участки закрыты для постороннего транспорта. Там не действуют знаки дорожного движения, нет пешеходов, других водителей. Спортивные автомобили — это вообще отдельная песня: они легче, мощнее серийных, у них другая резина, руль совершает меньшее число оборотов от упора до упора.

Спорт в городе опасен

Главное для спортсмена — это отработать те приемы вождения, которые позволят ему на высокой скорости проходить повороты самых разных траекторий. Ведь это те участки, где, в основном, теряется время. Для этого их специально учат срезать повороты, проходить их в заносе и т.д. Однако большинство приемов, необходимых на трассе, абсолютно бесполезны, а чаще всего вредны в городе. Днем в заносе по городу не особенно поездишь, а навыки, полученные стрит-рейсерами в ночных гонках, днем могут стоить жизни и водителю, и окружающим.

Поэтому с самого начала в центре “Штурман” делается упор не на спортивную подготовку, а на технику активного (не аграссивного !!!) вождения. Ее основа — техника руления. Готовя водителей уже более 20 лет, там знают: тот, у кого хорошо поставлены руки, имеет главное — координацию и автоматизм действий. В экстремальной ситуации, которая в городских условиях присутствует постоянно, все приемы работают на уровне подсознания.

В самом начале для отработки руления в школе был организован класс тренажеров, но от него быстро отказались. Поняли, что технику необходимо отрабатывать только на движущемся автомобиле. “Это наш принцип, нельзя научить человека чувствовать автомобиль сидя за школьной партой. С самого первого занятия мы работаем только на “живом” руле. Конечно, экономически выгоднее заниматься с группой, однако результативность при этом будет низкой”, — считают в школе.

В автоспорте существует множество способов руления, различные формы хватов, перехватов, предзахватов и тому подобное. По мнению главы центра “Штурман”, большинство этих приемов в условиях городской езды можно заменить более простыми и рациональными способами. За долю секунды на дороге даже профессионал не успеет выбрать из множества возможных приемов тот единственно правильный, который и вытянет его в конкретной ситуации. Основу техники руления в Центре составляют классические скоростной и силовой способы руления. “В минуты опасности водитель, прошедший подготовку, изобилующую всевозможными способами руления, все равно применяет наиболее функциональный и понятный скоростной способ”, — считают в “Штурмане”. Отработка силового способа руления позволяет, во-первых, лучше почувствовать руль, а во-вторых, в чистом виде и в сочетании со скоростным способом применяется для прохождения большинства поворотов в городе.

Большое внимание уделяется ногам: отрабатываются специальные упражнения, доводятся до автоматизма. Пресловутый “полицейский” разворот позволяет согласовать работу рук и ног, улучшить координацию движений. В “Штурмане” его делают даже подростки на сухом асфальте. Однако следует помнить, что неправильная техника руления и ошибки в работе ног на таком покрытии могут привести к опрокидыванию автомобиля.

Не стесняйтесь повернуть голову

В “Штурмане” приучают к движению задним ходом не по зеркалам, а глядя в заднее стекло и руля одной рукой. В других школах это считается моветоном, также как и крутить головой при перестроении. Однако тренеры “Штурмана” настаивают на том, что наиболее безопасный и скоростной способ — тот, который предлагают они. Движению по зеркалам также уделяется внимание, однако этот способ считается частным случаем. “О том, нужен ли поворот головы при перестроениях, — спросите у тех, кому посчастливилось не попасть в бандитские подставы” — резюмировал главный штурман.

Помимо Андрея Путято в Центре преподают Андрей Романов (в прошлом — инструктор по экстремальной подготовке водителей Автобазы ЦК КПСС) и Павел Удалов — бывший руководитель контраварийной подготовки автобаз УД СМ СССР и администрации Президента РФ, автор “Методики оценки уровня профессионального мастерства водителей”.

С годами в школе сформировался целый клуб выпускников. Почти каждый вечер на стадион приезжает пообщаться кто-нибудь из “бывших”. Регулярно, чаще всего летом, устраиваются клубные дни. Тусовка и шашлыки обязательно сопровождаются небольшой лекцией. Ежедневно в центре ведется экстремальная подготовка для частных охранных предприятий, сотрудники которых раньше работали в КГБ, ФСБ и МВД. А это уже не обычная городская езда. В “Штурмане” не считают, что их методики являются единственно правильными и с уважением и пониманием относятся к работе своих коллег по цеху элитной водительской подготовки. “Несмотря на то что методы работы и программы обучения во всех школах разные, все мы работаем ради одной главной цели — выпустить как можно больше грамотных, техничных и культурных водителей на наши дороги”.

Центр “Штурман” регулярно проводит соревнования и приглашает принимать участие в них всех желающих. “Приглашаем всех, особенно спортсменов, попробовать сразиться с нашими учениками и ученицами”, — предложил Андрей на прощанье.