1658

Жадность фраера сгубила

С января 2003 автомобили, выезжающие за рубеж, должны иметь международный сертификат техосмотра. Это касается грузовиков с полной массой более 3,5 т и автобусов (кроме тех, у кого меньше 8 пассажирских мест).
Поделиться

С января 2003-го автомобили, выезжающие за рубеж, должны иметь международный сертификат технического осмотра. Это касается грузовиков с полной массой более 3,5 тонны и автобусов (кроме тех, у кого меньше восьми пассажирских мест).

Сертификат удостоверяет, что автомобиль “соответствует Предписаниям к европейскому Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров и взаимном признании таких осмотров”. Понятно, что в каждой стране автомобили проходят “свой” техосмотр (ТО), но требования к техническому состоянию у всех... приблизительно одинаковы. Хотя бы потому, что с 1958 года европейские страны подписывают всевозможные соглашения в рамках женевской Конвенции о дорожном движении, и им приходится постепенно устанавливать единые “правила игры”. В первую очередь это коснулось дорожных знаков и разметки, а сейчас пришел черед и технического состояния автомобилей.

Однако принятие международных договорных обязательств приятно тем, что не означает их немедленного выполнения. Просто пришел срок, и с января наш МИД должен официально уведомить соответствующую комиссию ООН, когда, а главное кто в нашей стране будет выдавать эти самые международные сертификаты. Кстати, сами по себе они не представляют ничего особенного. Как, впрочем, и требования к ТО. Единственной проблемой для России могут стать лишь нормы по выбросу отработавших газов (СО и СН). Сертификат — это буклет размером 148х105 с зеленой обложкой, на которой изображен государственный герб России или (!) ООН. Внутри на русском (!) языке приведено содержание российского Свидетельства о регистрации транспортного средства и даты проведения ТО. И никаких степеней защиты. Полное взаимное доверие, в свою очередь, не обязывает европейские страны прямо с января ставить шлагбаумы и не пускать наши чадящие КамАЗы к себе в гости. Так что “международное движение” грузовиков и автобусов продолжается и будет продолжаться еще неизвестно сколько.

Как известно, техническим осмотром автомобилей в нашей стране занимается ГАИ. Для этого у нее есть соответствующая техническая база и государственные полномочия в виде Закона “О милиции” (на МВД возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения) и постановления правительства №880 (о порядке проведения ТО). Казалось бы, ей и выдавать эти международные сертификаты всем желающим попутно с “классическим” талоном ТО. Но для этого требуется внести поправку в постановление №880. Тем МВД в январе и занялось. В общем-то, рутинная работа под названием “Проект постановления правительства “О совершенствовании государственных технических осмотров транспортных средств”. Подготовка поправки — дело недолгое, больше времени заняли ее согласования в МИДе, Минюсте, Минэкономики, Минфине, Минпроме, Минобороне и т.д. и т.п. Проект был утвержден, но почему-то “завис” в Минтрансе.

Пока ходили по инстанциям, неожиданно выяснилось, что в России... уже выдают “международный сертификат”! 12 февраля появился приказ Минтранса №14 “Об организации работы по выдаче владельцам грузовых автомобилей и автобусов международных сертификатов технического осмотра”. А в приложении к нему — “Правила организации выдачи”. В приказе написано “Организовать с 1 апреля текущего года выдачу международных сертификатов...”, а Российской транспортной инспекции “...обеспечить контроль в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ...”. От своего имени Минтранс делегирует права на выдачу сертификатов по всей стране некой коммерческой организации “Российский автотранспортный союз” (РАС). Приказ уже разослали по всем городам и весям с требованием к местным РАСам приступить к немедленной ликвидации пробелов в международных соглашениях. Но самое смешное, что Минтранс успел напечатать свои сертификаты, сделать свой проект постановления правительства и озадачить МИД представлением себя в качестве основного поставщика этих сертификатов. При этом мало того, что проект ни с кем не согласован, так он изобилует огромным количеством как юридических, так и технических ошибок.

Впрочем, Минтранс такие мелочи не волнуют. Как и то, что у РАСа нет необходимых технических центров. Вся канитель затеяна вовсе не для повышения безопасности дорожного движения. Суть — в пункте 3.2 “Правил”: “...на основании предъявляемой копии платежного поручения или квитанции об оплате...”. Разумеется, в “Правилах” нет ни слова о самом техническом осмотре, поскольку его успешно заменяет... выданный ГАИ талон ТО. В пункте 3.3 так и записано, что срок прохождения “их” осмотра совпадает с указанным в гаишном талоне. А зачем мучиться, когда можно быстро и легко собрать весьма приличные деньги с одуревших от поборов российских водителей грузовиков?

Нужно поздравить Минтранс с еще одной попыткой обогатиться. Это ведомство не раз “покушалось” на экологический контроль транспорта, техосмотр автомобилей, контроль грузовиков на дорогах и пограничных пунктах, лицензирование всех видов транспортной и дорожной деятельности и пр. Теперь вот международные сертификаты. Удивительные вещи творятся в нашем государстве.