Сделай сам

В Коллегии Правовой Защиты автовладельцев прошел очередной семинар, посвященный проблеме регистрации транспортных средств. Однако многочисленные слушатели, пришедшие к специалистам с наболевшим, еще до начала семинара стали задавать вопросы.

В Коллегии Правовой Защиты автовладельцев прошел очередной семинар, посвященный проблеме (увы, в нашей стране это рутинное действо — действительно проблема, и большая притом) регистрации транспортных средств. Однако многочисленные слушатели, пришедшие к специалистам с наболевшим, еще до начала семинара стали задавать вопросы.

Наибольший интерес вызвал недавний приказ начальника ГУВД столицы. Как пояснил ведущий, 27 марта этого года Владимир Пронин подписал распоряжение №1/96, в котором потребовал от своих подчиненных строжайшего выполнения требований другого “свежего” приказа МВД от 22 февраля “О мерах по усилению контроля за соблюдением сотрудниками милиции профессиональной культуры, вежливом и внимательном обращении с гражданами”. Можно сказать, что распоряжение “расжевывает” нерадивым сотрудникам милиции простую истину: нельзя домогаться до граждан и беспричинно проверять у них документы.

Руки прочь от гражданина

Поскольку ГАИ — подразделение милиции, то требования начальника ГУВД напрямую относятся и к работникам этой службы. Кстати, в очередной раз приходится удивляться непонятливости рядовых стажей порядка. Ведь все то же самое прозвучало еще 1 июня 1998 года, когда увидел свет подписанный тогдашним начальником ГУ ГАИ МВД России Владимиром Федоровым приказ №329. Таким образом, три года от гаишников непосредственное начальство требует элементарных вещей: забыть про беспричинную остановку транспорта, проверку документов, проведение ТО на дорогах, быть вежливыми и чтить положения закона “О милиции”, где просто и ясно написано, что главная задача милиции — защита граждан.

С этого постулата нашей современной жизни, собственно, и начался семинар. Понятно, что если машина “чистая”, то никаких претензий у работников регистрационного подразделения ГАИ не возникнет. Кровь может попортить только классическая советская неразбериха и плохо организованный процесс регистрации. Правда, нынче в большинстве подразделений ГАИ постарались облегчить участь автовладельцев, и процедура регистрации занимает несколько часов. При этом стоит помнить, что приложение к приказу МВД №59 от 27 января 2003 года под названием “Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ” требует, чтобы заявление о регистрации машины было рассмотрено в день обращения. То есть если отдел ГАИ закрывается в 18.00, а вы написали заявление 15 минут назад, то, невзирая на конец рабочего дня, сотрудники регистрационного подразделения обязаны принять ваши документы.

Иной вопрос, если машина “проблемная”: не растаможена, имеет измененную маркировку кузова или двигателя. Но неприятностей можно легко избежать: достаточно быть внимательным и требовательным при покупке авто. Почему-то редко кто обращает внимание на паспорт транспортного средства. А там в графе “Особые отметки” могут обнаружиться любопытные записи. Например, что этот ПТС выдан взамен утерянного. Сразу возникают вопросы: как, кто и при каких обстоятельствах потерял оригинал. Или стоит тщательно посмотреть номер паспорта. Нередко преступники воруют в каком-нибудь регионе пачку ПТС и под конкретную угнанную машину подчищают номер (в основном код региона). Это невозможно сделать без нарушения линий защитной сетки, поэтому подделку нетрудно обнаружить с помощью увеличительного стекла.

История с географией: как бы не влипнуть!

Нужно удостовериться, что машина была ранее зарегистрирована, причем весьма желательно — в столичных или подмосковных подразделениях ГАИ. Если ПТС “страдает географией”, то от покупки лучше отказаться. Например, ПТС выписан в Хабаровске, последнее место учета машины — Псков (причем там транспортное средство было зарегистрировано сегодня, а уже завтра снято с учета для продажи), а продавец — житель Орловской области... Явно с автомобилем что-то не так. О продавце следует собрать подробную информацию — как минимум переписать паспортные данные. Если он отказывается показать паспорт, смело прощайтесь с ним. Желательно, чтобы у продавца имелся акт экспертно-криминалистического отдела УВД, причем московского. В идеальном случае — отдельный акт на проверку подлинности ПТС. Последнее особенно важно, если паспорт выдавался таможней при ввозе автомобиля на территорию России. Очень часто паспорта подделывают, чтобы избежать растаможки. Далее в ближайшем отделении милиции (а лучше в отделе ГАИ по месту будущей регистрации) проверить номера кузова, двигателя и ПТС на предмет угона и подделки.

При регистрации машины у гаишников могут возникнуть только подозрения. На этом основании они задерживают документы, водителю выдают копии, выписывают направление и отсылают бедолагу в местное УВД. В своем направлении гаишники должны указать “признаки состава преступления”. В отделе милиции, при беседе со следователем, как нельзя кстати пригодятся все данные, которые удалось собрать при покупке машины. Как правило, водителя признают добросовестным приобретателем, выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, автомобиль оставляют под сохранную расписку и выдают очередное направление на экспертизу.

Эксперты могут обнаружить старые номера, но не всегда. Однако вне зависимости от результатов экспертизы водитель вправе, согласно приказу №59, потребовать временно зарегистрировать его транспортное средство. Но лучше получить официальный отказ в регистрации и сразу же подать исковое заявление в суд о расторжении с комиссионным магазином (который выписывал справку-счет) договора купли-продажи. И если сумма в справке указана реальная, то по решению суда все останутся при своих: магазин — с “паленой” машиной, а покупатель — с деньгами.