Ловушка для «чайников»

Специалисты-проектировщики из Генплана столицы оценивают идею поворота движения на Садовом кольце в одну сторону положительно, но без оптимизма.

Специалисты-проектировщики из Генплана столицы оценивают идею поворота движения на Садовом кольце в одну сторону положительно, но без оптимизма.

Реорганизация движения на Садовом — для столицы проблема из проблем. Этим вопросом в разное время занимались Союздорпроект, МАДИ и Институт Генплана Москвы. Словом, идее запустить движение по Садовому в одном направлении, как выяснилось, не один десяток лет. Последняя масштабная работа на эту тему была проведена Институтом Генплана Москвы в 1998 году. Изучались все возможные варианты организации оптимального проезда, рассматривалась также и схема с односторонним движением. Но все исследования, а также результаты моделирования говорили против “односторонней” схемы решения вопроса. Основным аргументом в пользу прежнего положения вещей служило отсутствие магистралей, способных компенсировать движение в противоположную сторону. Однако в конце этого года ситуация обещает измениться — вступает в строй последняя очередь Третьего транспортного кольца.

Переходы не помогут

Именно этого эпохального события и ждут в отделе организации дорожного движения НИиПИ Генплана. Все дело в том, что московский мэр на заседании Общественного совета правительства Москвы, где, кстати, была утверждена новая схема организации движения в центре столицы, поручил разработчикам изучить возможность поворота движения по Садовому кольцу в одну сторону. Сотрудники института считают, что начинать глобальные исследования и моделирование транспортных потоков имеет смысл лишь через несколько месяцев после окончательного ввода Третьего кольца. Только после этого события специалисты получат все необходимые данные о ситуации на Садовом.

Главный московский зодчий Александр Кузьмин, в свою очередь, считает, что без проведения масштабных строительных работ пуск Садового кольца в одну сторону невозможен. Для обеспечения безостановочного (!) движения необходимо строительство как минимум семи пешеходных переходов и трех больших развязок в разных уровнях прежде всего на Кудринской, Сухаревской и Зубовской площадях. Ожидаются проблемы и на Смоленке. Строительство повлечет за собой полную остановку движения на Садовом, и тогда без Третьего кольца не обойтись вовсе.

Как рассказал “МКмобилю” начальник отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев, сегодня отдел начал работу по подготовке новой комплексной схемы организации движения на территории от Садового до Третьего кольца. Именно в рамках этого проекта и планируется подготовить предложения по возможному запуску Садового кольца в одну сторону. Так что до 2005 года точно, а скорее и дольше, нынешний “статус-кво” не нарушится.

Специалисты, опираясь на результаты уже проведенных исследований, утверждают, что кольцо может быть закручено только против часовой стрелки. Именно в этом случае магистраль возьмет на себя функцию перераспределения транспортных потоков. В противном случае кольцо справится с дорожной ситуацией только внутри себя: при свободном центре так называемые вылетные магистрали обещают встать наглухо.

Шестая — лишняя!

Хватает и других, не менее серьезных проблем. Практика организации движения, в частности на МКАД, убедительно доказывает, что открывать в одном направлении больше пяти полос бессмысленно. При многочисленных съездах и поворотах шестая полоса уже не увеличивает пропускную способность дороги, весь резерв “съедают” массовые перестроения автомобилей из ряда в ряд. Как известно, сегодня на некоторых участках Садового — по шесть и более полос только в одном направлении. Перестроиться через десять-двенадцать рядов при интенсивном движении — та еще задача, даже для опытного водителя непростая, что же говорить о “чайниках”. Что делать с лишними полосами — отдать под парковки? Щедрое решение, но, согласитесь, не слишком рациональное.

Словом, подобные вопросы возникают постоянно. Камнем преткновения на Садовом кольце обещает стать общественный транспорт. Для его нормального движения в обоих направлениях необходимо резервировать отдельную полосу. А это влечет ряд серьезных проблем, особенно в узких местах: в тоннелях, на мостах и на эстакадах. Иначе, как выгораживая эту полосу специальным разделительным бортом, не выйти из положения, но тогда закроются все левые повороты...

Единственное, что нам стало ясно из общения со специалистами из института Генплана, — это отсутствие с их стороны стопроцентного оптимизма (на сегодняшний день по крайней мере). Они не уверены, что будущие исследования и расчеты гарантированно приведут к результатам, безоговорочно подтверждающим правильность идеи о закручивании Садового в одном направлении. Впрочем, благодаря умелому обращению с цифрами и другим данным специалисты могут проголосовать за идею.