Жертвы по вызову

Например, на трассах южного направления за первые три месяца 2003 года совершено 55 убийств, что почти в 4 раза больше по сравнению с тем же периодом года прошлого. От бандитов страдают в основном водители большегрузов.

Например, на трассах южного направления за первые три месяца 2003 года совершено

55 убийств, что почти в 4 раза больше по сравнению с тем же периодом года прошлого. От бандитов страдают в основном водители большегрузов.

Грабеж на дорогах — не такое новое явление, как может показаться. Герой русских сказок Соловей-разбойник, можно сказать, крестный отец нынешних налетчиков на большегрузы. Писатели XIX века не раз свидетельствовали, как во время очередного путешествия на их обоз нападали вооруженные грабители и обчищали до нитки. И даже в советские времена, которые хвалят за необыкновенный в стране порядок, подобные инциденты случались. Правда, не с такой завидной частотой, как сейчас.

Преступный дальнобой

Профессию дальнобойщика по степени риска можно поставить в один ряд с трудом шахтера или солдата удачи. Водитель ежеминутно рискует стать не только участником страшного ДТП, но и оказаться в лапах разбойников, притаившихся в придорожных зарослях в ожидании очередной жертвы. Годами отработанные операции по захвату большегрузов выглядят, пожалуй, куда солиднее спецназовских вылазок. Встреча с романтиками большой дороги сулит сплошные неприятности. В лучшем случае лишат груза.

В худшем — жизни…

Нападают с целью либо захвата груза, либо завладения транспортом. Изъятое добро отлеживается месяц-два на складах. Кстати, срок годности товара злодеев мало интересует, они легко штампуют “липовые” документы на любой продукт. Далее ворованный товар реализуют по сверхзаниженным ценам. От покупателей, сами понимаете, отбоя нет…

Если же грабители положили глаз не на груз, а на транспорт, то с ним поступают еще проще: в гараже разбирают на винтики, и грузовик (вернее, его комплектующие) уходит на прилавки магазинов автозапчастей. Совсем уж безбашенные налетчики поступают с добычей иначе: перебивают номера, перекрашивают кузов, делают новые документы, а затем выставляют на продажу. Правда, это большая редкость — тут велик риск быть пойманным. Случаются и более банальные ограбления с целью “слупить” денег. Особенно велик куш, когда в лапы мафиози попадается экспедитор или обычный гражданин, отправившийся на рынок за товаром. Риск минимальный, а главное — живые деньги. На днях, например, на 25-м километре Ярославского шоссе произошел именно такой грабеж. В 8.30 утра к строительному рынку подъехал КамАЗ. Не успел экспедитор выйти из грузовика, как его вместе с водителем блокировали двое неизвестных. Аргумент к повиновению был более чем убедительный. Под дулом пистолета экспедитору пришлось отдать 200 000 рублей, приготовленных для закупки товара. Заполучив деньги, преступники скрылись на “восьмерке”.

Отработанный трюк

В принципе схемы нападения, по которым действуют налетчики, особой фантазией не пестрят. Например, налетчики, переодетые в форму сотрудников ГИБДД, тормозят фуру под предлогом превышения скорости или наезда на линию разметки. Попутно выясняют, какой груз. И уже в зависимости от состава перевозимого добра решают: то ли просто денег содрать за превышение (естественно, фальсифицированное), то ли продолжить знакомство в более приватной обстановке — так сказать, без свидетелей. Или другой вариант. Опять-таки под видом сотрудников правоохранительных органов рэкетиры останавливают фуру с иногородними номерами. В процессе досмотра авто и “проверки” документов выясняется, что груз или бумаги на него не в порядке и что водителю в связи с этим надо оплатить штраф в ближайшей сберкассе. Машина с грузом будет находиться на спецстоянке до тех пор, пока водитель не принесет квитанцию об оплате. Если сберкасса далеко — подвозят. Попытка расплатиться на месте результатов, разумеется, не дает (зачем же брать мизерный штраф, когда можно заполучить целый грузовик!). Дают адрес штрафстоянки, понятное дело, выдуманный. В общем, водитель, когда приходит в сберкассу и пытается объяснить, за что ему нужно заплатить штраф, вдруг понимает — его попросту “кинули”. На руку мошенникам играет то обстоятельство, что водитель не местный и сразу не разберется, куда ему идти.

Начинающие грабители практикуются на сломавшемся транспорте. Видят какой-нибудь нефурычащий трейлер и экспроприируют часть груза (взять весь груз проблематично, так как на трассе много свидетелей). Воруют примерно в объеме одной “Газели”.

По другой схеме грабители действуют наверняка. Останавливают именно ту фуру, в ценности груза которой сомнений нет. Короче говоря, работают исключительно по наводке. По чьей? На посту ДПС нечистый на руку инспектор останавливает большегруз. Узнает, что он везет. Далее передает по рации или мобильному телефону приметы автомобиля… Ну а дальше: стреляют, прижимают к обочине, увозят в чистое поле, где и “обувают” по полной программе. Нечестным гибэдэдэшникам, безусловно, что-то перепадает.

Воровское ноу-хау

Помимо стандартных схем в арсенале у грабителей есть вариант с применением высоких технологий. Приезжает, скажем, трейлер на склад для разгрузки. Как правило, при поставке особо ценного товара на его разгрузку приезжает шеф транспортного предприятия, чтобы удостовериться, все ли в порядке. Посмотрит на начало разгрузочных работ и уезжает. Минут через пять после этого на склад прибывает машина, из которой выходят мошенники. Подходят к водителю, говорят, что, мол, секунду назад звонил шеф и сказал, что товар надо везти на другой склад. Водитель, естественно, в недоумении, бормочет, что говорил с ним пять минут назад и все такое. В ответ ему буквально впихивают в руки мобильный телефон (чтоб он не воспользовался своим) и предлагают позвонить начальнику — лично убедиться.

Жертва набирает номер, слышит в трубке голос шефа, который ему говорит, чтоб он гнал товар на другой склад. И жертва выполняет приказ. Хитрость в том, что телефон, воспользоваться которым “любезно” дали водителю, запрограммирован на нужный кидалам номер — какие кнопки ни жми, результат один — говоришь с человеком, у которого голос похож на начальничий. Мошенники в течение долгого времени прослушивают телефонные разговоры шефа, поэтому воспроизвести его голос с абсолютно точной интонацией, тембром, ритмом не составляет для них никакого труда.

Еще один из новых методов “работы”, стоящий на вооружении у криминалитета, напрямую завязан с Интернетом и основан на том, что жертва к преступникам приезжает сама. В конце мая в местное отделение милиции поселка Красково (Люберецкий район) обратился курьер одного столичного интернет-магазина с заявлением о грабеже и поведал милиционерам следующее. 26 мая на сайт магазина поступил заказ на несколько комплектов дисков и шин. Естественно, администратор связался с потенциальным покупателем, последний попросил доставить заказ в 17 часов следующего дня к магазину “Удачи Вам”, что в поселке Красково. Заказ был выполнен вовремя. Курьера встречали двое мужчин, однако вместо передачи денег они избили доставщика. Пока пострадавший приходил в себя, нападавшие успели перегрузить все диски и шины в свой автомобиль и скрыться.