«Oбязаловку» похоронят?

Через несколько дней должен вступить в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Страховые компании вовсю рапортуют о своей готовности двигать его в массы. А вот многие депутаты Госдумы не так оптимистичны: по их мнению, на деле закон сырой и нуждается в существенной доработке.

Через несколько дней должен вступить в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Страховые компании вовсю рапортуют о своей готовности двигать его в массы. А вот многие депутаты Госдумы не так оптимистичны: по их мнению, на деле закон сырой и нуждается в существенной доработке.

Свои доводы в пользу закона страховщики подкрепляют статистикой — совокупный ежегодный ущерб экономике страны от ДТП составляет около 200 млрд. руб., из них непосредственный ущерб автомобилям — 47 млрд. руб.! Значительную часть этих денег возместить пострадавшим так и не удается. А что говорить о возмещении потерянного здоровья гражданам, пострадавшим в авариях...

Законодатели установили, что каждый автовладелец обязан застраховать свою ответственность по закону минимум на 400 тыс. руб., а правительство установило тарифы и коэффициенты, определяющие стоимость полиса “автогражданки”. Хотя в Европе размер тарифов определяет конкуренция между компаниями.

У нас, по мнению представителей Российского союза автостраховщиков (РСА), государственное регулирование тарифов в первое время необходимо по двум причинам. С одной стороны, автовладельцы нуждаются в защите от недобросовестных компаний.

С другой — для обеспечения финансовой сбалансированности системы обязательного автострахования.

Тем не менее в Госдуме растет число депутатов, недовольных законом об “автогражданке”. Депутаты вчитываются в текст закона, советуются со специалистами и хватаются за голову, видя, как серьезно нарушаются права россиян.

Гоните денежки сюда скорей!..

Как заявил “МКмобилю” Андрей Слепнев, гендиректор РСА, страховые тарифы — это результат математических вычислений. Если депутаты смогут изменить законы математики, тогда страховые тарифы точно снизятся. По его мнению, при том уровне аварийности и стоимости ремонта, которые сегодня существуют, и получены существующие тарифы. По оценкам страховщиков, они даже несколько занижены.

— По Москве, — говорит Слепнев, — мы взяли среднюю страховую выплату по ДТП, составляющую более $800 на одну аварию. И затем по специальной формуле рассчитали стоимость полиса в Москве. Сегодня некоторые депутаты предлагают установить базовый тариф не более 1 000 руб. Но это нереально...

По мнению Евгения Кургина, и.о. председателя президиума РСА, все зависит от того, как подходить к тарифам. Если с социальной точки зрения, то, наверное, депутаты сегодня правы. Особенно исходя из предстоящих выборов. Если же взглянуть на проблему с точки зрения длительной перспективы, чтобы и завтра компании продолжали выплаты, а не разорились после первого же страхового случая, нынешние тарифы оправданны. К тому же они проверены и в правительстве, и в Минфине.

Короче говоря, компании (в основном столичные) к обязательной “автогражданке”, по утверждениям представителей РСА, готовы: к 1 июля — началу действия закона — страховщики должны получить 7,5 млн. свеженьких полисов ОСАГО.

Варяги не сдаются

А что же сегодня происходит в стане законодателей? Депутаты из фракций “Единство”, ОВР, групп “Народный депутат” и “Регионы России” подготовили текст обращения к премьер-министру Касьянову с просьбой существенно — практически в два раза — снизить размер базового тарифа (напомним, он составляет 1 980 руб.). По мнению депутатов, собственники авто недостаточно информированы о порядке обязательного автострахования, а сами страховщики практически не готовы к этой работе. “Большинство граждан недовольны утвержденными Правительством России в мае 2003 года чрезмерными, по их мнению, базовыми ставками страховых тарифов и повышающими базовые ставки коэффициентами”, — говорится в проекте обращения. Особое беспокойство, подчеркивают депутаты, вызывает то, что обязательное автострахование тяжелым бременем ляжет на малообеспеченных граждан. Депутаты предлагают установить специальный понижающий коэффициент базовой ставки страховых тарифов для пенсионеров и инвалидов, чей доход не превышает официально установленный прожиточный минимум.

Как известно, в Госдуме находятся законопроекты депутатов Похмелкина, Грачева, Райкова, Аксакова, в каждом из которых ставятся два вопроса. Первый — перенос срока действия закона на полтора-два года. Второй — существенные поправки в этот закон.

Вот последняя новость: депутат от КПРФ Виктор Илюхин подготовил законопроект о признании недействующим нынешний закон об обязательном автостраховании.