Такси будущего

Правительство Москвы всерьез озаботилось проблемами оказания таксомоторных услуг и даже приняло соответствующее постановление о развитии рынка такси в столице.

Правительство Москвы всерьез озаботилось проблемами оказания таксомоторных услуг и даже приняло соответствующее постановление о развитии рынка такси в столице.

Тем не менее специалисты отмечают, что постановление в целом проблемы таксомоторного транспорта в городе не решает. И вот почему: документ о развитии такси — плод законотворчества городских чиновников, но законы-то, как известно, инициирует Правительство России. В частности, сегодня действует ФЗ №178 “О лицензировании”, из которого такси как лицензируемый вид перевозок аннулирован. По мнению экспертов, это сразу привело к негативным последствиям. Как только из текста закона исчезло само понятие “такси”, из лицензии перевозчика пропала и запись, что он занимается именно таксомоторной деятельностью.

Сегодня лицензия по перевозке людей и грузов автомобилями на коммерческой основе включает и аренду, и прокат, и экскурсионное обслуживание, в том числе и такси. Нынешняя редакция закона, увы, не выделяет таксоперевозки в самостоятельный вид деятельности.

Без лицензии — труба

В связи с отсутствием как такового понятия “такси”, исключены и все остальные составляющие его. Например, что такси имеет собственную окраску, опознавательные знаки, таксометр (счетчик). Соответственно эти атрибуты также стали необязательными. Как заставить перевозчика установить, скажем, таксометр, если лицензия ему выдана на коммерческие перевозки? Кто из “бомбил” пойдет на это добровольно? Отсюда появляются и все переговоры и договоры пассажиров с водителями автомобилей для “коммерческих перевозок”: куда и за какие деньги он поедет. Или не поедет вовсе.

Получается, что перевозчикам с лицензией совершенно необязательно наносить на автомобиль опознавательные знаки таксомотора. С другой стороны, водители без лицензии могут спокойно разукрасить свой авто “под такси”. К примеру, если водитель распишет свой “Запорожец” под “скорую”, он далеко не уедет — гаишники наверняка поинтересуются, с какой стати он это сделал. А вот если частник прикинулся настоящим таксистом, ему за это ничего не будет — по закону ведь такси как бы не существует.

Если открыть любой справочник, то там можно увидеть несколько десятков телефонов заказа такси. Как правило, в таких “фирмах” сидит девушка на телефоне, принимает и передает заказы знакомым по дому или подъезду. Такая служба ничего общего с такси не имеет. Немало жалоб от граждан, заказавших в некой компании машину, но так ее и не дождавшихся... В результате люди опаздывают на самолет, поезд или важную встречу. Когда существовали таксопарки, было с кого за это спросить.

А сейчас? Например, все подобные компании, если разобраться, зарегистрированы как информационно-консультационные, и они как бы помогают пассажиру и водителю найти друг друга. Соответственно за качество услуг по перевозке, стоимость поездки, техническое состояние машины и самочувствие водителя они никакой ответственности не несут. Все негативные последствия этого ложатся на пассажира. Понятно, налоги за таксоперевозки в бюджет города они тоже не платят.

Лучше добровольно...

Сегодня, останавливая автомобиль с “шашечками”, граждане считают, что поймали... такси. Но это не так — под видом такси сейчас может работать кто угодно. И подобных “узких” мест в этой сфере немало. Любой может получить лицензию на коммерческие перевозки, к примеру, в Омске, а работать — в столице. И город снова “в пролете”. По некоторым оценкам, в Москве от 30 до 40 тыс. граждан зарабатывают на жизнь частным извозом. Причем 60% из них — это гастарбайтеры из Молдавии, Украины и Белоруссии. Даже если предположить, что все эти водители возьмут лицензии на коммерческую перевозку легковыми авто, городу это не поможет: качество услуг от этого не улучшится. Поэтому нынешнее постановление правительства Москвы, считают эксперты, имеет промежуточный характер. Тем не менее в документе коммерческим перевозчикам предлагается задекларировать себя как такси, которые работают в этом бизнесе. Рекомендовано провести добровольную аккредитацию перевозчиков, чтобы серьезные фирмы, занимающиеся подобным видом деятельности, отделить от других коммерческих перевозчиков. И обозначить качество услуг аккредитацией Управления транспорта и связи. После того как круг таких перевозчиков будет определен, предполагается провести широкую PR-компанию муниципального такси в московских СМИ.