Где у него кнопка?

Сегодня, к примеру, в США имеют возможность “прохлаждаться” за рулем порядка 80% автомобилистов. В Европе этот процент несколько ниже, а у нас и подавно — кондиционер в машине для большинства все еще остается непозволительной роскошью.

Более семидесяти лет прошло с торжественного момента установки на автомобиль первого автокондиционера.

А сегодня, к примеру, в США имеют возможность “прохлаждаться” за рулем порядка 80% автомобилистов. В Европе этот процент несколько ниже, а у нас и подавно — кондиционер в машине для большинства все еще остается непозволительной роскошью.

Не нужно глубоко копать, чтобы выяснить, когда (и особенно у кого) появился в России первый автокондиционер. Незабвенный Леонид Ильич, как известно, очень любил хорошие автомобили и комфорт во время поездки. Считается, что в СССР первый кондиционер появился именно в его лимузине. Когда большинство советских автолюбителей и слыхом не слыхивали об этом чуде техники, самые высокопоставленные слуги народа уже вовсю им пользовались. Причем, как рассказывают сами производители, агрегат охлаждал только салон вождя, водителю приходилось дышать забортным воздухом.

Сегодня мы уже иначе смотрим на многие вещи. Вполне справедливо считается, что при температуре воздуха выше 25 градусов по Цельсию у водителя снижается реакция, повышается утомляемость и притупляется внимание. Поэтому не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы уловить явную связь комфорта, получаемого от использования автокондиционера, с личной безопасностью. Современные технические возможности позволяют создать настоящий оазис в салоне вашего автомобиля. Более того, если кондиционер дополнен электронной системой контроля (климат-контроль), то вы можете самостоятельно установить наиболее подходящую температуру воздуха в салоне. Самые современные образцы этой системы дополнительно оснащены массой полезных и приятных наворотов, как-то: бесступенчатая регулировка оборотов вентилятора отопителя, электрический привод всех заслонок, индикация температуры в салоне и за бортом.

Бремя комфорта

Одним словом, у требовательного к своему автомобилю водителя нынче есть все возможности для получения максимального комфорта. Большинство современных иномарок имеют кондиционер в заводской комплектации. Не беда, что это удорожает покупку на “какие-нибудь” тысячу-две условных единиц. Покупая дорогой автомобиль, наш человек уже не хочет платить деньги только за громкое имя производителя, он желает на себе испытать все бремя заграничного комфорта.

Вы, наверное, скажете — опять российский автопром устраивает дискриминацию по национальному признаку. Мол, все цивилизованное человечество давно пользуется благами технического прогресса, а нашенские покупатели, верные продукции ВАЗа и ГАЗа, по-прежнему лишены возможности комфортно себя чувствовать за рулем авто в знойные дни. Увы, штатных кондиционеров на отечественные бензоагрегаты заводы все еще не устанавливают. Вероятно, боятся отпугнуть и без того небогатого покупателя от своей незамысловатой продукции. Однако этот недостаток с лихвой компенсируют многочисленные тюнинговые фирмы, просто автосервисы и специализированные центры по продаже, установке и ремонту автокондиционеров. В автосалоне при покупке новенькой “десятки” вам наверняка предложат установить на нее кондиционер. Естественно, в качестве дополнительной услуги.

Коли вы плавитесь на летнем солнышке, как сливочное масло, и полны решимости снабдить свою новую машину кондиционером, не стоит безоглядно соглашаться на услуги мастеровых из автосалонов. Нет, мы не хотим ставить под сомнение их квалификацию, но эти услуги могут оказаться не самыми дешевыми. В то же время не советуем бросаться в объятия полулегальных мастерских, инкогнито дислоцирующихся в гаражах и полуподвалах. Там возьмут, может, и недорого, но впоследствии могут возникнуть проблемы. Кондиционер — вещь капризная и требующая при установке и обслуживании довольно высокой квалификации мастера. Поэтому скорее всего ваш путь должен лежать в специализированные центры по установке и обслуживанию автокондиционеров, коих в Москве предостаточно. Здесь вам наверняка предложат на сто процентов подходящий по техническим параметрам (а не тот, что есть в наличии) комплект за умеренную плату. Установят в короткий срок и возьмут на гарантийное обслуживание. Заказчику при этом тоже не следует “щелкать клювом”.

Если у вас новый ВАЗ

Итак, какие кондиционеры рекомендуют монтировать специалисты-установщики на, скажем, вазовские модели? Наиболее доступный по деньгам вариант — комплект “Sanden”. Все комплектующие японские. Его покупка и установка на “девятку” или “десятку” обойдется в среднем в $1 000. Комплект недорогой и, что немаловажно, простой в установке и обслуживании.

Немного дороже, на каких-нибудь $100—200, встанет климатическая установка “Август”. Это весьма удачный результат совместных усилий японских и российских инженеров. Климатические установки производятся полностью на базе комплектующих “Unicla” в Тольятти, а россияне лишь адаптируют их к своим автомобилям. Климатические установки “Август” прошли полный цикл испытаний на волжском автозаводе и рекомендуются для установки на автомобили, выпускаемые АО “АвтоВАЗ”.

При выборе кондиционера для нового авто следует помнить, что его установка вне салона, предоставляющего гарантию на машину, может повлечь последующий отказ в гарантийном ремонте. Поэтому, монтируя кондиционер, во избежание возможных недоразумений не поленитесь согласовать все эти вопросы между фирмой-установщиком и техцентром автосалона. При квалифицированном монтаже сертифицированных устройств никаких проблем возникнуть не должно.

Если же у вас не лежит душа к изделиям российского автопрома, то придется раскошеливаться. Практически все автомобили зарубежного производства предусматривают возможность установки кондиционера. В случае, если авто не оборудовано кондиционером во время сборки, возможна так называемая послезаводская установка. Для этого выпускаются специальные комплекты. Их производят компании “Diavia”, “Alex Original” (у этих двух брендов есть комплекты и для отечественных машин, но они уже значительно дороже), “Autoclima” и некоторые другие. При покупке кондиционера следует иметь в виду, что для каждой модификации автомобиля выпускается специальный комплект. Связано это с тем, что размещение узлов кондиционера зависит от наличия гидроусилителя руля, объема двигателя, подкапотного пространства и т.п. Поэтому кронштейны, трубопроводы и другие элементы конструкции для разных модификаций автомобиля одной марки могут существенно отличаться. И для того чтобы определиться с ценой вопроса, необходимо сообщить продавцу-установщику все необходимые параметры вашей машины. “Приговор” может оказаться суровым — начиная от $1 500—2 000 и значительно выше, в зависимости от модели.