На рубль больше

“МКмобиль” уже довольно давно не обращал пристального внимания на топливные проблемы.А что их обсуждать, когда ежедневно на протяжении последнего года при отсутствии дефицита на горючее ценники на заправках демонстрировали практически одни и те же цифры?

“МКмобиль” уже довольно давно не обращал пристального внимания на топливные проблемы.

А что их обсуждать, когда ежедневно на протяжении последнего года при отсутствии дефицита на горючее ценники на заправках демонстрировали практически одни и те же цифры?


Однако сегодня уже можно смело говорить о появлении в России “доброй” традиции — сезонного повышения цен на все виды жидкого топлива. Первые “ласточки” дестабилизации на топливном рынке столичного (и не только) региона появились уже в августе — в Москве и Санкт-Петербурге начали расти оптовые цены на бензин. Но если в Питере это повышение тут же отразилось на его цене в розничной сети, то столичные автомобилисты всю первую декаду сентября и не подозревали о грядущих неприятностях. Увы, на прошлой неделе стоимость горючего на многих бензоколонках выросла в среднем на 70 копеек, и, судя по прогнозам экспертов, этим дело не кончится — к концу месяца литр бензина подорожает в среднем на рубль.

В идеале сезонным скачком цен называется их временное повышение на период каких-либо зависящих от времени года объективных процессов. Причем по их окончании подразумевается, что цены на тот или иной товар снова опустятся до исходных значений. Однако с бензином ситуация несколько иная. Профессионалы, работающие на топливном рынке, в один голос заявляют, что практически каждый сентябрь цены на бензин поднимаются. Среди причин называют и уборочную страду, и конец периода отпусков, и начало заготовки нефтепродуктов для грядущего отопительного сезона.

Если сложить все эти факторы, то ситуация немного проясняется, но после того как уборочно-заготовительная пора закончится, по идее, розничные цены должны упасть до прежнего уровня. Как показывает опыт предыдущих лет, этого почему-то не происходит, хотя, как нас заверил один из руководителей “Московской топливной ассоциации”, обычно оптовые цены на нефть существенно снижаются уже к началу зимы. К тому же скоро у нефтяных компаний появится очень хороший стимул обратить свои взоры на многострадальный внутренний рынок. Во-первых, мировые цены на “черное золото” не так уж и высоки, а вдобавок с 1 октября в России вводятся новые пошлины на экспорт, что может серьезно повлиять на объемы вывоза горючего, и российский рынок затоварится. Поэтому во второй половине осени следует ожидать некоторого, возможно, даже значительного снижения стоимости горючего в розничной сети.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор “Московской топливной ассоциации”:

— Бензин опять подорожал, однако ничего сверхъестественного не произошло. В данный момент наблюдается характерный для начала осени сезонный рост цен на все виды топлива. Дело в том, что к концу лета возрастает и спрос на нефтепродукты. Во-первых, большинство россиян выходят на работу из отпусков, а значит, существенно увеличивается потребление бензина, и, что естественно, АЗС начинают его более активно закупать. Вторым постоянным фактором можно считать уборочную кампанию. И не стоит забывать, что осенью начинается отопительный сезон, и соответственно основной запас мазута на теплоэлектростанциях к этому моменту уже должен быть сформирован.

Но у сезонных скачков есть и более глубинные корни. С наступлением теплого периода российские нефтедобывающие компании значительно увеличивают объемы экспорта за счет более активного использования железнодорожного и водного транспорта. В результате сокращаются поставки “черного золота” на внутренний рынок, и соответственно его оптовая стоимость начинает постепенно ползти вверх. За это лето оптовая цена тонны нефти на внутреннем рынке выросла на 600—800 рублей, то есть примерно на 6%. Но если взять этот показатель с начала года, то с января ее стоимость увеличилась уже на 22%. При этом за те же 8 месяцев розничные цены на бензин повысились всего на 7—8%. Такой диссонанс привел к тому, что маржа владельцев заправок существенно снизилась. В среднем по Москве доходность розничных торговцев составляет порядка 20—25%, причем 20% — это нижний порог, после которого этот бизнес становится нерентабельным. Поэтому владельцы бензоколонок и стремятся вернуть свои прибыли на былой уровень, что и сказывается на конечной цене горючего.