Прощай, «супертуризм»!

Седьмого ноября многократный чемпион России “ЛУКОЙЛ Рейсинг” на аэродроме в Мячкове устроил церемонию официального прощания с классом “Супертуризм”. Подумаешь, одним классом больше, другим меньше, скажете вы. Ан нет, ведь категория автомобилей, в последние годы называвшаяся “Супертуризм”, долгие годы была основой отечественного кольцевого спорта.

Седьмого ноября многократный чемпион России “ЛУКОЙЛ Рейсинг” на аэродроме в Мячкове устроил церемонию официального прощания с классом “Супертуризм”. Подумаешь, одним классом больше, другим меньше, скажете вы. Ан нет, ведь категория автомобилей, в последние годы называвшаяся “Супертуризм”, долгие годы была основой отечественного кольцевого спорта.

Первые соревнования машин этой зачетной группы состоялись еще в начале 60-х. “А-1600”, “Туризм”, “Туризм-1600”, “Кубок-1600”, “Супертуризм” — не так важно, как в разные годы назывался этот класс. Менялись лидеры, менялась техника, но во все времена этот класс был популярным и массовым. На гонки приезжали до трех десятков спортсменов! Менялся “парк автомобилей”, иногда победы одерживали иномарки, но эта зачетная группа вошла в историю скорее как вотчина российского автопроизводителя. Менялись техтребования. Неизменными оставались объем двигателя до 1600 куб. см и то, что это был самый либеральный класс, с разрешением на всяческие изменения — от доработки двигателей до аэродинамического обвеса, что давало простор для полета фантазии российским кулибиным конца XX—начала XXI веков.

Символ возрождения

В середине 90-х “Супертуризм” — символ и основа возрождения кольцевых гонок в нашей стране, после распада СССР вступивших в полосу серьезного кризиса. Он оставался гвоздем программы гонок, с 1994 года проводившихся в Москве на Воробьевых горах. А получив название “Туризм”, стал началом сближения с европейским гоночным миром, прежде отрезанным “железным занавесом”. На первые гонки выходили “восьмерки”, 41-е “Москвичи”, микролитражки “Ока”, а также знаменитая Toyota Corolla петербуржца Михаила Тараканова, ставшего чемпионом России в 1995 году. Однако уже в 1996-м иномарки выделили в отдельный класс. И вплоть до 2000 года пилоты на автомобилях ВАЗ чувствовали себя на коне. В 2000 году парк отечественных автомобилей переживал смену поколений, переходя с “восьмерок” на “десятки”, первое время страдавшие “детскими болезнями”. И победителем “Туризма-1600” стал Алексей Васильев на Honda во многом благодаря надежности своего автомобиля. После этого “Туризм” окончательно превратился в вотчину российского автопроизводителя.

Гонка вооружений

Несмотря на то что во все времена абсолютное большинство класса составляли машины марки ВАЗ, централизованная поддержка Волжским автогигантом кого-либо, кроме собственной заводской команды, отсутствовала. К тому же техтребования становились все более свободными: с моторов объемом 1600 куб. см стали снимать более 200 л.с., в ход пошли “последовательные” коробки передач, инженеры изощрялись в создании все более совершенной подвески и аэродинамики. Это действительно делало автомобили внушительнее и внешне, и внутренне, работу над ними интереснее, а гонки быстрее. Но при этом класс стремительно удорожался, да и немногие команды могли позволить себе держать целое конструкторское бюро. К тому же из-за погони за предельными показателями зачастили поломки, и гонки превратились в лотерею. В итоге “Супертуризм” резко потерял в массовости — в этом году остались всего три команды — “ЛУКОЙЛ Рейсинг”, “Лада-Автоспорт” и “Донской Янтарь”. Но, несмотря на “кулуарность”, борьба за титул чемпиона шла до последнего этапа, в итоге им стал Алексей Дудукало. Однако уже на финальных гонках было известно, что пилоты борются за последний титул чемпиона в этом классе.

Увы, но “Супертуризм” — не первая потеря, которой так и не было найдено адекватной замены. В 1998 году прекратил существование внедряемый в России европейский “Супертуризм”, в 2002 году “скончалась” “Формула-3”. Жива, но дышит на ладан “Формула-1600”. Остается “Туринг”, в будущем году появится “Туринг Лайт” (бывший “Кубок “Polo”). Однако и “Формула-1600”, и “Туринг” — классы, основу которых составляют иностранные автомобили. И продукция отечественного производителя будет широко представлена лишь в моноклассах — “Формуле “Русь”, “Кубке “Лада”. В будущем году должен появиться первый класс спортпрототипов отечественного производства “Лада Revolution”. Так что в России не просто “умер” очередной класс автомобилей под названием “Супертуризм”. Похоже, в российском “кольце” скоро останутся одни мономарки, по крайней мере в сфере интересов отечественного производителя...

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Евгений МАЛИНОВСКИЙ, директор команды “ЛУКОЙЛ Рейсинг”:

— Летом наш основной соперник — “АвтоВАЗ” — объявил, что бюджет на “Супертуризм” на следующий год не предусмотрен. А гоняться с самими собой бессмысленно… Конечно, нам очень жаль проделанной работы: один из автомобилей мы оставим в команде на память.

Мы не планируем выставлять команду в “Туринге”, так как этот класс очень дорог (к примеру, Ford Focus стоит порядка 200 тысяч долларов). На самом деле в Европе этот класс умирает, думаю, недолго ему осталось жить и в России. Это общемировая тенденция мирового автоспорта — весь мир идет к удешевлению спортивной техники, почти вся Европа уже пришла к моноклассам. В моноклассы, по сути, превратились “Формула-3” и “Формула-3000”, очень популярны классы типа “Формулы “Renault”. Такой же путь, видимо, пройдет и Россия.

На будущий год наша команда будет участвовать в одном кузовном классе, скорее всего это будет либо “Туринг Лайт”, либо монокласс “Honda”. Также планируем продолжить участие в “Формуле “Русь” и на международной арене в “Формуле “Renault”, где будем организовывать собственную команду. Предположительно, за нее поедут Михаил Алешин и Юрий Байбородов. В общем, будем растить молодежь!