Новая «копейка»

Разговоры о том, что Opel Astra начнут собирать в России, ходили еще с середины 90-х годов. Однако лишь в октябре этого года предста-вители СП “GM-АвтоВАЗ” официально заявили, что первые российские Astra сойдут с конвейера в 2005 году под именем “Шевроле- Нова”.

Разговоры о том, что Opel Astra начнут собирать в России, ходили еще с середины 90-х годов. Однако лишь в октябре этого года предста-вители СП “GM-АвтоВАЗ” официально заявили, что первые российские Astra сойдут с конвейера в 2005 году под именем “Шевроле- Нова”. Но в России будут делать не третье поколение Astra, презентация которой состоялась в сентябре нынешнего года, а старую модель.

Впервые имя Astra появилось в модельном ряду Opel в 1991 году — тогда этот автомобиль пришел на смену довольно популярному Kadett E. Первое поколение Astra зарекомендовало себя как довольно надежная и в меру комфортабельная машина, однако по сумме всех потребительских качеств первая Astra (это поколение иногда обозначается буквой “F”) все же проигрывала своему главному конкуренту — Volkswagen Golf III. Но из-за невысокой цены и более-менее доступных запчастей спрос на этот автомобиль до сих пор достаточно высокий.

Второе поколение Astra (“G”) появилось в 1998 году. Компании “Opel” удалось сохранить в новой модели ее главное преимущество — низкую цену. Именно поэтому Astra сейчас становится все более популярной на вторичном рынке, ведь этот автомобиль обходится на несколько тысяч долларов дешевле, чем Golf IV того же года выпуска.

Неприятность — под капотом

На Opel Astra второго поколения устанавливали множество силовых агрегатов. Причем при выборе автомобиля совершенно не нужно сразу же отказываться от двигателей небольшого объема, так как эти машины, во-первых, стоят чуть дешевле, а во-вторых, даже самого слабого 1,2-литрового 65-сильного мотора хватает для нормальной езды (максимальная скорость 165 км/ч). А при самоввозе из Европы автомобили с 1,2- и 1,4-литровыми двигателями становятся еще выгоднее, ведь при “растаможке” за каждый кубический сантиметр нужно заплатить 1 евро, а не 1,5, как в случае с моторами объемом 1,5—1,8 л (в итоге экономия только на одной таможне составит около $1000).

Вообще “вторая” Astra оснащалась и другими моторами: 1,4 л (16 клапанов, 90 л.с.), 1,6 л (8 или 16 клапанов, мощность 75 или 101 л.с. соответственно), 1,8 л (16 клапанов, 116 л.с.), 2,0 л (16 клапанов, 136 л.с.). Были и дизели объемом 1,7 л и 2,0 л (68, 75, 80, 82 л.с. или 101 л.с.). После 2000 года гамма двигателей несколько изменилась. Так, 1,6-литровый 8-клапанный мотор стал выдавать 85 л.с., а 1,8-литровый — 125 л.с. А 2,0-литровый двигатель мощностью 136 л.с. в том же году заменили на 2,2-литровый агрегат (147 л.с.). Появился и новый турбодизель объемом 2,2 литра (125 л.с.). Помимо вышеперечисленных версий “Opel” c 1999 года выпускал и “заряженную” модификацию — Astra OPC. Сначала она имела двигатель объемом 2,0 л мощностью 160 л.с., однако в 2002 году стала оснащаться новым 2,0-литровым мотором с турбонаддувом мощностью уже 200 л.с. Следует отметить, что на вторичном рынке Astra OPC встречается крайне редко, да к тому же смысл покупать такой автомобиль представляется сомнительным (особенно это касается первой версии Astra OPC). К тому же “заряженные” версии Astra имеют жесткую подвеску, с которой езда по нашим дорогам мало кому доставит удовольствие. Да и ремонт Astra OPC будет стоить очень дорого, ведь для этой машины придется покупать исключительно оригинальные запчасти.

Среди всех двигателей самым неудачным считается 1,6-литровый, причем как в 8-, так и в 16-клапанном варианте. В некоторых случаях ему требуется капитальный ремонт уже после 100—120 тыс. км пробега (к 180 тыс. км это уже совершенно нормальное явление). Износ двигателя проявляется в первую очередь в повышенном расходе масла. Если все дело в замене прокладки, то тогда затраты будут минимальны, но в большинстве случаев степень износа мотора можно узнать только после вскрытия “движка”. И, к сожалению, часто дело доходит до полноценного ремонта. Если выполнять эту операцию на фирменной СТО, стоимость восстановления работоспособности силового агрегата составит просто астрономическую сумму (иногда более $2500). Правда, сейчас есть множество мастерских, занимающихся немецкими автомобилями. Как правило, мастера там хорошо знают особенности 1,6-литрового опелевского мотора (он устанавливался и на Vectra второго поколения). В таких конторах при покупке неоригинальных запчастей цена “капиталки” составит порядка $700. Кстати, если кто-то думает, что 1,6-литровые двигатели быстро выходят из строя из-за нашего бензина, то очень ошибается: на хорошем немецком топливе они выхаживают ничуть не больше. А вот свечи зажигания в России приходится менять каждые 40—45 тыс. км, хотя по сервис-книжке они должны служить по 60 тыс. км. Еще воздушный и топливный фильтры тоже лучше менять почаще. В общем, Opel Astra 1,6 — далеко не самый лучший вариант.

Более надежным считается 1,8-литровый агрегат мощностью 115 л.с. (с 2000 года — 125 л.с.) или 2,0-литровый мотор (136 л.с.). Если пробег автомобиля составляет менее 150 тыс. км, эти двигатели не должны “жрать” масло, но и они могут “подложить свинью”. По словам мастеров, иногда у этих “движков” искривляется и трескается выпускной коллектор. Его замена будет стоить около $200. Что касается 1,2- и 1,4-литровых моторов, то их у нас довольно мало, хотя в последнее время автомобили с такими агрегатами стали все чаще завозиться в Россию (во многом из-за уже упоминавшихся особенностей таможенной очистки). Следует отметить, что 1,2-литровый мотор имеет не ремень ГРМ, а надежную цепь, которая служит очень долго. Тем самым владельцы таких автомобилей застрахованы от вероятности внезапного обрыва ремня, что иногда случается на других моторах. А менять его на всех двигателях вне зависимости от их литража нужно строго каждые 60 тыс. км (это рекомендация для российских условий). Причем зафиксированы случаи, когда он рвался раньше положенного срока. Замена ремней с роликами на фирменной СТО будет стоить около $200. Причем лучше сразу поменять и помпу, так как с большой долей вероятности можно предположить, что она выйдет из строя примерно через 5—10 тыс. км после замены ремня.

На всех опелевских моторах, вне зависимости от объема и количества клапанов, время от времени начинаются проблемы при работе на холостых оборотах. Серьезно расстраиваться по этому поводу не стоит, так как чаще всего для восстановления нормальной работы двигателя достаточно прочистить клапан холостого хода. Это будет стоить порядка $10. В худшем же случае придется купить новый — около $120—150. Иногда выходит из строя и датчик распределительного вала ($90). Частенько “глючит” клапан рециркуляции отработанных газов (так называемый EGR). Как правило, об этом сигнализирует лампочка на панели приборов, и происходит небольшая потеря мощности. Но с его заменой лучше не затягивать (вместе с работой это обойдется в $185).

Коробки передач практически не вызывают нареканий (Astra оснащали как 5-ступенчатой “механикой”, так и 4-ступенчатым “автоматом”). Но механическая КП имеет характерную проблему, которая встречается на многих Opel с пробегом более 100 тыс. км. Речь идет о механизме переключения передач, где может потечь сальник кулисы ($20).

России нужны пакеты

Внешний вид Opel Astra не очень привлекательный, но и неприязни не вызывает. Благодаря кропотливой работе разработчикам удалось добиться отличного коэффициента аэродинамического сопротивления (Сх) — 0,29. Это очень хороший результат для серийных машин такого класса. Чаще всего на вторичном рынке можно встретить Astra в виде 3- или 5-дверного хэтчбека, седана или универсала. Однако эстеты могут поискать Opel Astra Coupe или Cabriolet, дизайн которых разработан итальянской студией “Bertone” (эти автомобили, кстати, и выпускаются на заводе “Bertone” в Италии). На базе Opel Astra второго поколения делали и минивэн Zafira.

Второму поколению Opel Astra удалось избавиться от одной из самых главных “болезней”, мучившей автомобили этой марки многие годы. Речь идет о коррозионной стойкости кузова. Причем проблему ржавчины решили достаточно кардинально — все железо стали оцинковывать, что позволило давать 12-летнюю гарантию на кузов. Так что никакая дополнительная антикоррозионная обработка Opel Astra не нужна. А вот с ветровым стеклом желательно быть поосторожнее: зимой из-за перепада температур оно часто трескается. Замена же лобового стоит $150—250, хотя если трещинка маленькая, то ее можно заделать в специальных конторах, заплатив примерно $5—10.

К качеству сборки составляющих салона особых претензий нет, но некоторые владельцы жалуются, что после 1—2 лет эксплуатации авто появляются скрипы. Так что при покупке Astra лучше проехать на ней с выключенным магнитофоном по плохой дороге и внимательно послушать салон. Поскрипывать может в разных местах, начиная от торпедо над магнитолой и заканчивая багажником. Если “сверчков” немного, то на них можно не обращать никакого внимания.

Тут можно отметить, что при покупке подержанной Opel Astra лучше всего не отказываться от варианта автомобиля, изначально проданного официальными дилерами в России. Дело в том, что Astra второго поколения имеет достаточно серьезную подготовку к российским условиям. Автомобиль оснащен не одним, а сразу двумя пакетами доработок — “для плохих” и “для пыльных” дорог. “Русская” Astra отличается от своих западноевропейских “сестер” пружинами подвески с измененными характеристиками и амортизаторами с немного удлиненными штоками. Благодаря этому вырос дорожный просвет и увеличился ход самих подвесок. Изменения коснулись даже набора инструментов. Так, адаптированные машины имеют в своем запасе домкрат с качающейся “пяткой” для использования на неровной поверхности. Увеличена и мощность аккумулятора (с 55 до 66 Ач). Мало того, для российских автомобилей устанавливают новые КП с более короткими передаточными числами.

Бензин же необходимо использовать только неэтилированный, но допускается применение 92-го. Как говорят владельцы Opel Astra, расход топлива довольно умеренный — в пределах 7,5—8 л на “сотню”, но на абсолютно новом автомобиле он может доходить до 13—15 л. Что считается нормальным, и даже в инструкции по эксплуатации сказано, что повышенный расход топлива на первой тысяче вполне допустим.

Скорее «жив»

По словам мастеров по ремонту Opel, подвеска Astra прекрасно ведет себя на российских дорогах. Особенно это касается адаптированных автомобилей. Естественно, время от времени надо что-то менять, но никаких серьезных “болезней” ни у подвески, ни у рулевого управления нет. Да и запчасти для Astra стоят не слишком дорого, а при замене той же шаровой опоры совсем не обязательно покупать рычаг в сборе (неоригинальная шаровая отдельно стоит $20, а рычаг — уже 130). Ну а служат многие элементы подвески по 50—80 тыс. км, в зависимости от стиля езды. Немного раньше на наших дорогах выходят из строя ступичные подшипники. Так что если при проезде неровностей раздается легкое постукивание, а какое-то из колес люфтит, то наверняка придется ставить новую ступицу. Кстати, тормозные колодки у Astra оказались очень живучими (на автомобилях с двигателями объемом 1,2—1,6 л сзади стоят барабанные тормоза, а у более мощных машин — дисковые). В некоторых случаях они выдерживают 70, а иногда и 100 тыс. км! Но в основном они “выхаживают” по 30—45 тыс. км. На станции “Opel” замена передних тормозных колодок в общей сложности обойдется в $70—90.

Большинство Astra второго поколения оборудованы электроусилителем руля (насос приводится в действие электромотором). Работает он надежно и не вызывает нареканий владельцев автомобилей. Небольшой люфт в рулевой рейке может появиться уже после первых двух лет эксплуатации, особенно если ездить с большой скоростью по плохим дорогам. Но чаще всего первые признаки износа рейки ни о чем не говорят — она может прослужить еще лет пять.

ПРИМЕРКА

Opel Astra 2000 года выпуска была приобретена у официального дилера в России и имеет всю необходимую доработку для эксплуатации в наших условиях. Автомобиль оснащен 1,6-литровым 16-клапанным двигателем, который за все три года эксплуатации (на данный момент пробег составляет 53 тыс. км) показал себя с самой лучшей стороны. Удивительно, но помимо плановых работ и долива технологических жидкостей пришлось поменять лишь свечи зажигания.

Подвеска тоже практически не требовала к себе внимания. Вот разве что пришлось заменить ступицу, но виной тому, видимо, послужило попадание в большую яму на высокой скорости. Так что владелец автомобиля остался очень доволен приобретением, ведь самые большие проблемы ему доставляли… перегоревшие лампочки и маленький бачок омывателя фар (в плохую погоду жидкость заканчивалась очень быстро). Хотя тут стоит отметить, что лампочки перегорали довольно часто. Кстати, по словам хозяина, стоимость обслуживания Opel Astra оказалась не такой уж и большой. Особенно если правильно выбирать сервисы. Например, у одного дилера нормо-час оценивается в $40, а у другого ограничивается лишь $25.

Огорчает, что в салоне появились небольшие скрипы, однако их пока можно заглушить включенной музыкой. А еще ежегодно владельцу приходится покупать несколько брызговиков, которые зимой просто ломаются.

Сейчас автомобиль продается — цена $10 500.

ЭКСКУРС

Предшественник автомобилей Opel Astra — модель Kadett Е, выпускавшаяся с 1984 по 1991 годы.

В сентябре 1991 года состоялась официальная презентация Opel Astra первого поколения (“F”). Автомобиль выпускался в нескольких кузовах, что способствовало популярности модели (3- и 5-дверный хэтчбек, универсал, седан и кабриолет).

В 1998 году мир увидел второе поколение Astra (“G”). Машина получила новый дизайн и оцинкованный кузов. В 1999 году была представлена спортивная версия Astra OPC с 2,0-литровым 150-сильным двигателем. Через три года OPC получила более мощный 2,0-литровый силовой агрегат с турбонаддувом (200 л.с.).

В 1999 году появилось купе на базе Astra, созданное при помощи специалистов итальянской дизайн-студии “Bertone”. Автомобиль оснащается двигателями объемом не менее 1,8 л. Кстати, 1999 год ознаменовался началом производства еще одной модели на базе Astra — минивэна Zafira.

В сентябре нынешнего года на автосалоне во Франкфурте “Opel” показал следующее поколение модели Astra, которое поступит в продажу в самом ближайшем будущем.

Opel Astra второго поколения — очень неплохая альтернатива отечественным машинам. Дизайн автомобиля получился довольно удачным. Однако российских покупателей в первую очередь привлекают в Astra несколько другие ее качества — главным образом невысокая цена. Что касается надежности, то машина не должна разочаровать своего владельца. Правда, покупая подержанную Opel Astra, ее нужно внимательнейшим образом проверить и помнить про неудачный 1,6-литровый мотор.