«Час быка»

“Автогражданка” уже стала самым, пожалуй, непопулярным нововведением в уходящем году. По данным социологических опросов, около 40% автомобилистов не хотят страховаться вовсе. По их мнению, “обязаловка” — не что иное, как узаконенный грабеж, благодаря которому выиграют лишь страховщики...

“Автогражданка” уже стала самым, пожалуй, непопулярным нововведением в уходящем году. По данным социологических опросов, около 40% автомобилистов не хотят страховаться вовсе. По их мнению, “обязаловка” — не что иное, как узаконенный грабеж, благодаря которому выиграют лишь страховщики. Но 1 января 2004 года для автовладельцев наступает “час икс”, ведь за отсутствие полиса придется платить.


Большинство споров вокруг этого закона вызывает установленный базовый тариф и всевозможные повышающие коэффициенты. Хотя, по большому счету, они в основном ударят по кошелькам жителей обеспеченных регионов с большим автопарком. Москвичу, скажем, придется выложить за полис в два раза больше лишь за прописку в Москве. Но, как говорится, закон суров, но это закон, а следовательно, его необходимо соблюдать. Однако несмотря на уже совсем скорое введение штрафов, многие до сих пор напрасно надеются, что “автогражданку” либо отодвинут, либо вовсе отменят — к началу декабря, по данным “Российского союза автостраховщиков”, в Москве и Санкт-Петербурге застраховались лишь 12% автовладельцев, а в регионах этот показатель не дотягивает и до восьми. В итоге на волне всеобщего неприятия закона пышным цветом распустились всевозможные виды страховых мошенничеств. Не будем говорить об изготовленных на цветных принтерах подделках, которые можно из-под полы приобрести на многих авторынках Москвы. Появились более надежные способы отъема денег у населения. Во-первых, уже давно существуют так называемые мобильные пункты страхования. Нельзя сказать, что они все вне закона. Многие компании пошли на такой шаг ради удобства клиента, забыв, правда, что коммерческая организация не имеет права вести свою деятельность на территории государственного учреждения. Но, с другой стороны, в некоторых таких вагончиках можно легко договориться с услужливым клерком о всевозможных скидках. В большинстве случаев доверчивому гражданину просто “впаривают” уже списанный полис, и все расходятся, довольные друг другом. Правда, стоит такому автомобилисту попасть в ДТП, как выясняется, что никакой страховки нет и в помине, а его денежки просто перекочевали в карман нечистому на руку дилеру.

По большому счету, такие махинации — чистой воды надувательство, так что некоторые компании стали гораздо более продуманно бороться за страхователя. Кроме того что в офисе вам предложат чашечку кофе, специально такому дорогому клиенту, как вы, будет предоставлена скидка на базовый тариф, которая пусть и не вдвое, но все же снизит стоимость полиса. Доверчивый обыватель, стремясь заплатить за ненужный, по его мнению, полис как можно меньше денег, согласится на все условия, а в итоге страховщик как бы невзначай забудет учесть коэффициент стажа или же не обратит внимания, что вы ездите по доверенности или же вашей машиной будет пользоваться еще и жена. Многие согласятся, что эта сделка заманчива и такие компании просто находка для не очень обеспеченного человека, если бы не одно “но”. Никакие скидки на полисы ОСАГО не предусмотрены! Заплатить меньше на вполне законных основаниях могут лишь инвалиды, получившие свое авто от органов социальной защиты, да и то только на бумаге. Другие же предложения — повод задуматься о добросовестности такого страховщика. Поскольку за любые махинации с тарифами легко лишиться лицензии, можно предположить, что контора либо не собирается долго задерживаться на рынке, получив сверхприбыль за короткое время, либо готовит автомобилисту какой-то подвох, например, в виде отказа выплатить деньги после наступления страхового случая, прикрываясь тем, что неправильно оформленный полис является недействительным.

В суд! Все в суд!

В принципе в тексте закона для страховщиков существует множество лазеек, чтобы оставить на бобах простого обывателя. Во-первых, у каждой компании есть право, выплатив всю сумму по страховке, подать регрессный иск в суд и заставить виновника ДТП вернуть деньги обратно. А во-вторых, то, что вначале было похоже на скидку, после аварии легко может стать поводом для судебного разбирательства. Как говорится, безвыходных положений не бывает, и можно предположить, что клюнувшему на удочку клиенту либо сразу откажут, либо заставят идти в суд и объяснять, почему оказался завышен водительский стаж (что было сделано с согласия страховщика, но будьте уверены — он в этом не признается).

Следовательно, для водителей складывается патовая ситуация. С одной стороны — дорогая “автогражданка”, с другой — не менее значительные штрафы за отсутствие полиса. Одно время казалось, что впереди забрезжила призрачная надежда, когда заместитель начальника ГУ ГИБДД РФ Владимир Тимошин заявил, что в первое время сотрудники ДПС будут весьма лояльно относиться к незастрахованным гражданам. Но буквально на следующий день главный гаишник страны генерал-майор Виктор Кирьянов опроверг эту информацию, сказав, что его коллега высказал свое личное мнение, а что касается штрафов, то ГИБДД будет в точности исполнять все требования закона.

Тем не менее сильным мира сего еще надо будет постараться, чтобы все это мероприятие не превратилось в обыкновенный фарс. За примерами далеко ходить не надо — достаточно вспомнить “обязаловку“ по-украински. Верховная Рада бывшей братской республики, вводя ОСАГО, тоже руководствовалась благими намерениями. Однако народ ее не поддержал и предпочел пользоваться услугами страховщиков-мошенников, продававших не полисы, а “отмазки“ для гаишников. В итоге “автогражданка“ там благополучно скончалась еще в зачаточном состоянии.