Доллар против ГУВД

В августе прошлого года милицейское начальство столицы в лице генерала Пронина “порадовало” москвичей распоряжением об отмене регистрации машин непосредственно в салонах. Однако в последнее время продавцы реанимировали эту услугу. Как же так? Но ведь милицейский приказ никто не отменял...

В августе прошлого года милицейское начальство столицы в лице генерала Пронина “порадовало” москвичей распоряжением об отмене регистрации машин непосредственно в салонах. Однако в последнее время продавцы реанимировали эту услугу и вновь стали зазывать покупателей, обещая поставить автомобиль на учет, причем совершенно бесплатно. Как же так? Но ведь милицейский приказ никто не отменял...

Этот весьма “мудрый” приказ появился в пору повальной борьбы со взяточничеством в стройных рядах доблестных гаишников, объявленной эмвэдэшным руководством после нашумевшей истории с “оборотнями”. Сразу после того, как он вступил в силу, в регистрационных подразделениях ГИБДД образовались гигантские очереди, а большинство автосалонов при этом оказалось в патовой ситуации — клиент, что вполне естественно, терять свое время не желает, а продавец, в свою очередь, помочь ему ничем не может. Точнее, может, но слегка неофициально и за неплохое вознаграждение (200—300 “баксов”). Проще говоря, машины все так же ставились на учет, в меньших объемах, конечно, но за гораздо большие деньги, которые теперь шли не на нужды ГИБДД и государства в целом, а в карман начальнику регистрационного отдела и дальше по цепочке. В итоге проиграли, как всегда, простые автомобилисты, не имеющие возможности выкинуть “лишние” 200—300 “баксов” из семейного бюджета.

Но когда шум по поводу столь непопулярной реформы поутих, автосалоны, не желающие терять клиентов, вышли из “подполья” и в качестве одной из бесплатных услуг вновь предлагают постановку на учет в ГИБДД, причем совершенно открыто. Попробуем разобраться, как сегодня выглядит эта процедура.

Первым крупным продавцом, кто громко засветился на этом поприще, оказался “Ростокино-Лада”. Зарегистрировать автомобиль там предлагают следующим образом: клиент оформляет все необходимые документы, страхуется, оплачивает госпошлину в размере 400 рублей и... оставляет свежеприобретенную машину в автосалоне вместе с полисом и паспортом. А через 2—3 дня забирает авто вместе с номерами и со всеми документами (при условии, что проживает в столице или Московской области).

Примерно по той же схеме происходит постановка на учет и у других крупных дилеров, торгующих отечественными автомобилями, таких, как “Автокей”, “Автомир” или “Гермес-Лада”. Но, как оказалось, все же существуют некоторые ограничения. Например, компания “Элекс-Полюс” поможет в регистрации автомобилей только жителям Подмосковья, юго-запада и юго-востока столицы, а всем остальным придется заниматься этим самостоятельно.

Но, что самое привлекательное, легально поставить автомобиль на учет в отсутствие владельца можно только при наличии нотариально заверенной доверенности, а о необходимости оформления таковой нам сказали только в “Ростокино-Лада”. Возможно, консультанты остальных автосалонов просто забыли упомянуть об этом?

Были бы деньги

Тем не менее все вышесказанное относится лишь к крупным салонам, где ежедневно продается по нескольку десятков машин. Более мелкие продавцы пошли по другому пути. Как оказалось, несмотря на все гувэдэшные запреты, практически любой небольшой автосалон может поставить машину клиента на учет за рекордно короткое время — обычно это занимает от одного до трех часов. От последнего требуется только расстаться с сотней-другой “вечнозеленых”. Причем здесь интересна не столько скорость, сколько способы, которыми пользуются торговцы.

Ваш корреспондент позвонил в ООО “Автодом”, которое согласно рекламе является официальным дилером “АвтоВАЗа”, с целью узнать, каким образом компания умудряется всего за один час осчастливить своего клиента получением регистрационных документов и номеров. Все оказалось до боли знакомым: покупатель, став собственником авто и купив полис ОСАГО, едет в МРЭО по месту прописки, но не один, а вместе с сотрудником автосалона. То, что происходит в ГАИ, еще более интересно: менеджер забирает документы и заходит в здание, оставив новоиспеченного автовладельца наслаждаться покупкой, а через 10—15 минут возвращается уже с регистрационным свидетельством, талоном техосмотра и знаками. Надо сказать, что эта организация, как, впрочем, и многие другие, не только не скрывает, но даже очень активно рекламирует свои возможности, привлекая таким образом больше клиентов — нам удалось найти по крайней мере около десяти контор, в рекламных объявлениях которых потенциальным покупателям было предложено поставить автомобиль на учет за очень короткое время.

Номера с доставкой

Но дальше всех продвинулись “серые”, или, как они любят себя называть, неофициальные, дилеры. Они вполне легально торгуют автомобилями и предоставляют услуги по установке дополнительного оборудования и т.п., но в плане организации процесса регистрации для своих клиентов серьезно переплюнули всех. Пока будущий владелец заканчивает окончательное оформление автомобиля или ждет, например, когда на его новую “ласточку” установят сигнализацию и сделают антикор, сотрудник салона успевает получить все документы и номера, причем покупатель сам никуда не ездит. Если он проживает в Подмосковье, то процесс ожидания немного удлиняется, но, как рассказал менеджер одного из таких салонов, больше полутора часов никто не ждал. Комментарии здесь излишни, не правда ли?

Продавцы иномарок ведут себя более сдержанно, по крайней мере свои возможности не афишируют, хотя кое-кто из них уже начал оповещать о них потенциальных клиентов. Таким образом, например, поступили “Musa Motors” и “Major Auto” (тогда как такой известный в столице автосалон, как “Рольф”, самостоятельно регистрирует только автомобили, купленные в кредит).

Работают они в большинстве своем по той же легальной (по крайней мере на первый взгляд) схеме, что и крупные дилеры российских автопроизводителей. Однако, по рассказам людей, которым довелось приобретать иномарки в подобных компаниях, для особо настойчивых граждан менеджеры делают исключение и сокращают период ожидания до нескольких часов, но, конечно же, за дополнительную плату. Кстати, “серые” дилеры своих клиентов на группы не подразделяют и за относительно скромную плату регистрируют иномарку любого своего покупателя в течение часа-полутора. Нельзя в очередной раз не упомянуть автосалоны, подобные “Элекс-Полюс”, “Автомир” и “Инком-Авто”, которые кроме отечественных автомобилей занимаются также и продажей иномарок — алгоритм регистрации и тех и других машин аналогичен.

Взятки — гладки?

В общем, ситуация предельно ясна: регистрация в салонах, по сути, как была, так и осталась, только теперь из официальной услуги, которая серьезно экономила время и нервы как продавцам, так и покупателям автомобилей, превратилась в полукриминальное событие, подразумевающее, кстати, дачу взятки должностному лицу, находящемуся при исполнении своих обязанностей. Но тогда возникает справедливый вопрос: если милиция таким образом борется со взяточничеством в своих рядах, то что нас ждет, когда с “оборотнями в погонах” официально будет покончено?