Пробуксовка

Все-таки есть в наших людях тщательно скрытый, но могучий организационный потенциал. Пусть говорят, что мы пассивные, ленивые и слабохарактерные типы. Нет, все это не про нас. Если найдется хотя бы один заводила, то направить энергию масс в правильное и созидательное русло — дело техники.

Все-таки есть в наших людях тщательно скрытый, но могучий организационный потенциал. Пусть говорят, что мы пассивные, ленивые и слабохарактерные типы. Нет, все это не про нас. Если найдется хотя бы один заводила, то направить энергию масс в правильное и созидательное русло — дело техники.

Представьте себе, что в самом конце девяностых годов сотня жителей нескольких домов по Авиамоторной улице скинулись трудовой копеечкой и построили настоящий трехэтажный гараж со всеми современными коммуникациями. Включая даже систему сухого пожаротушения в каждом боксе. Но машин в окрестных дворах оказалось больше, чем мест в новом гараже. Окрыленные успехом, люди из тех, кому по причине августовского кризиса 1998 года не удалось подключиться к финансированию строительства первой очереди гаража, решили пристроить к уже существующему еще один паркинг. Благо свободное пространство имелось, а местные органы исполнительной власти были не против. Однако сегодня повторить сей подвиг практически на том же месте и с теми же составляющими стало проблематично. Особой надежды инициаторы строительства не возлагают даже на новую и многообещающую городскую программу “Народный гараж”.

«Физики» и лирики

Исходно-разрешительная документация под будущую стройку была готова еще два года назад. Ее подготовила некоммерческая общественная организация “Фонд социальной защиты и поддержки прав граждан”, объединяющая людей, желающих участвовать в строительстве данного гаража. Казалось бы — получай землеотвод, и можно строить. Однако тарифы Москомзема с докризисных времен, видимо, сильно изменились. Нынче, чтобы начать хотя бы проектные работы, люди должны внести в городскую казну порядка $170 000 за выкуп права аренды земли. На каждого из ста пайщиков пришлось бы по “лишних” $1700. Впрочем, есть и другой путь, менее накладный и на первый взгляд более реальный. А именно: подключиться к программе “Народный гараж” и, пользуясь льготами для участников программы, строить.

Постановление московского правительства о “Народном гараже” вроде бы решило все вопросы. Но все ли? В постановлении сказано, что инвесторами строительства могут быть москвичи, объединившиеся в простое товарищество, а также в иные формы самоорганизации граждан (например какие? — Авт.). Однако ГУП “Управление экспериментальной застройки” (УЭЗ), генеральный заказчик и монополист в этой области, уполномоченный московским правительством, для всех желающих участвовать в программе “Народный гараж” ставит главное условие: УЭЗ будет работать только с неорганизованными физическими лицами. И исключительно в форме простого товарищества. О прочих формах объединения граждан, например таких, как ГСК, в ГУП “УЭЗ” и слышать не хотят.

Получается как-то нелогично. В Гражданском кодексе сказано, что для строительства гаражей предусмотрена такая форма, как ГСК. Более того, личный опыт данного ГСК показывает, что этот кооператив в качестве инвестора реально может осилить строительство еще одного комплекса, привлекая деньги населения в виде паев. А если у города есть сомнения по поводу состоятельности этой организации, то ГСК готов в виде гарантии выставить уже существующий гаражный комплекс. Никто и не думает спорить, что работать с изначально разрозненными физическими лицами можно и нужно обязательно. Народу нужно крепкое связующее звено, здесь без УЭЗа не обойтись. Однако игнорировать успешный опыт, существующий организационный потенциал в лице общественной организации и желание конкретных граждан, согласитесь, тоже нельзя. Даже принимая во внимание факт, что за прошедшие несколько лет значительная часть московских гаражных кооперативов в качестве инвесторов строительства многоэтажных паркингов оказалась просто несостоятельной.

Без компромиссов

Ясно как день — монополист не может быть хорош для всех. Сегодня ГУП “УЭЗ” является как бы посреднической организацией. Одновременно защищая интересы граждан и обеспечивая целевое вложение их денег, УЭЗ обязан гарантировать городу успешное окончание строительства гаража. Но вот беда: не может УЭЗ подстраиваться и подлаживаться под каждого.

Нам не хотелось бы расставлять плюсы и минусы напротив оппонентов. Людей можно понять, им приходится противостоять сильному административному ресурсу. Да и УЭЗ наверняка имеет свои, весьма обоснованные резоны настаивать на своем. Однако кто же будет разбираться в сложившейся и довольно запутанной, на наш взгляд, ситуации? Могут ли люди сами построить паркинг? Впрочем, в программу “Народный гараж” данный адрес был включен, однако условия УЭЗа от этого гибче не стали, и принципиально вопрос по-прежнему не решен. Остается надежда на вмешательство мэра, к которому люди готовят коллективное обращение.

Проблема хранения автомобилей существует в Москве давно. Переход к рыночной экономике спровоцировал лавинообразное и ничем не контролируемое увеличение столичного парка машин. Личный транспорт стихийно заполняет все возможные места, подминая под себя дворовые территории и детские площадки. Понятно, что при отсутствии последовательной и жесткой политики городских властей в решении этого вопроса дело не сдвинется. Но, как нам видится, без разумных компромиссов все же не обойтись. Одним из них может стать решение проблемы на Авиамоторной.

Как рассказали вашему корреспонденту граждане, готовые стать пайщиками второй очереди гаражного кооператива, они два года ждали программу “Народный гараж”. А дождавшись, остались разочарованы. Кроме того, эти люди, впрочем, как и многие другие, по понятным причинам не доверяют учреждениям государственным, для них намного ближе и надежнее местная территориальная община. И неважно, в каком виде она числится на бумаге. Они хотят иметь не тот гараж, который им предложат оплатить, а тот, который они сами построят. Для себя.

...Когда ваш корреспондент покидал место, как мы надеемся, будущей стройки, на площадку приехали сотрудники экологической милиции. Служивые сообщили, что им поступила жалоба от жильцов окрестных домов: их беспокоят автомобильные сигнализации, срабатывающие у машин, стоящих как во дворе, так и на открытой временной стоянке, примыкающей к зданию паркинга. Не знак ли это свыше — в прямом и переносном смысле слова...

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Григорий ВЕНГЕРОВ, заместитель гендиректора ГУП “Управление экспериментальной застройки”:

— Действительно, объект на улице Авиамоторной, вл. 34, включен в программу “Народный гараж” и даже прошел координационный совет. Мы готовы его строить, но исключительно на условиях, предусмотренных данной программой. Однако, как нам показалось, ГСК хочет идти своим путем: с одной стороны, гараж должен иметь “народный” статус, считают они, но строить его ГСК будет самостоятельно. Извините, но мы не имеем права ломать под каждого условия городской программы. Эти условия четко определены правительственными документами. По ним город добровольно отказывается от своей доли, косвенно инвестируя тем самым часть этой программы, и просит взамен у граждан возможность четкого контроля над расходованием средств пайщиков. Город должен быть уверен на сто процентов, что деньги, выделенные людьми под освоение предоставляемого на льготных условиях земельного участка, весьма, кстати, недешевого, будут потрачены эффективно и строго по назначению. Мы должны иметь полную уверенность, что средства в какой-то момент не закончатся и строительство не превратится в долгострой, чему не раз были свидетелями.

Основной принцип “Народного гаража” — это люди, объединенные в простое товарищество без образования юридического лица, которым гаражи оформляются в собственность. Если же машино-места в итоге строительства будут принадлежать ГСК или иной организации — лицу юридическому, то речи о “Народном гараже”, увы, быть не может.

Не хотите “народный”, пожалуйста, стройте объект сами, никто не возражает. Наоборот, все будут только содействовать, ведь нам все равно — кто будет инвестором. Городу нужен гараж — это главное. Но о своем желании требуется как минимум официально заявить в письменной форме, показав свои возможности и выписку из банковского счета, на котором должны быть необходимые для строительства деньги, хотя бы половина всей суммы.