Из последних сил

Хотя по выпуску легковушек отечественные производители по итогам прошлого года добились впечатляющих результатов по сравнению с предыдущим “провальным” десятилетием, тем не менее заметного перелома в объемах производства автомобилей пока не произошло.

Хотя по выпуску легковушек отечественные производители по итогам прошлого года добились впечатляющих результатов по сравнению с предыдущим “провальным” десятилетием, тем не менее заметного перелома в объемах производства автомобилей пока не произошло.

С конвейеров российских автозаводов в прошлом году сошло все же меньше автомобилей, чем в докризисных 1990—1991 годах. При этом структура производства в секторе легковых автомобилей оставалась в последние годы наиболее консервативной: преобладание малого класса в общем выпуске было стабильным (1990 год — 86,8%, 1996 год — 80,3%, 2002 год — 82,98%, 2003 год — 84,0%). А вот в особо малом классе произошли положительные изменения — доля таких автомобилей в общем производстве увеличилась с 0,2% в 1990 году до 6,21% в 2003 году. В целом производство легковых автомобилей в России в прошлом году составило 1 010 310 штук (на 3,1% больше, чем в 2002-м).

Специалисты “АСМ-холдинга” отмечают, что восстановление нормального ритма производства на отечественных автозаводах из-за изменяющейся конъюнктуры рынка проходило очень сложно. На преодоление кризиса сбыта конца 2002 года, вызванного массовым ввозом на российский рынок подержанных иномарок, что приводило к неоднократным остановкам конвейеров предприятий, понадобился целый год. Достаточно сказать, что в конце первого квартала 2003 года отставание в секторе легковых автомобилей от уровня производства соответствующего периода 2002 года составляло 19%, за полугодие — 10%, за 9 месяцев — 5,3%, и только по результатам работы за весь 2003 год отечественные производители превысили уровень производства предыдущего года. Однако достичь уровня 2002 года удалось не всем российским предприятиям, в том числе и основному производителю легковых автомобилей в России — ОАО “АвтоВАЗ”. Восстановить устойчивый сбыт своей продукции ему удалось только к марту. Тем не менее до старых показателей Волжский автозавод так и не дотянул. Предприятие выпустило только 699 889 легковушек (99,6% к уровню 2002 года).

Одних трясет — другие радуются

Похожая ситуация складывалась и с производством автомобилей “Волга”. Если за 1-е полугодие 2003 года была изготовлена 21 201 единица, то за 2-е — в 1,7 раза больше, а общий выпуск за 2003 год составил 56 783 автомобиля, или 86,5% к уровню 2002 года. “Волга” пока остается единственной надеждой ОАО “ГАЗ” в секторе легкового автомобилестроения, в связи с чем на Нижегородском автозаводе затрачены значительные средства на ее модернизацию.

В 2004 году предусматривается существенное увеличение выпуска доведенной ГАЗ-31105.

Значительно снизился выпуск легковых автомобилей в ООО “РосЛада” — до 66,9% к уровню 2002 года. ОАО “УАЗ”, выпустив 32 748 автомобилей, также снизил производство внедорожников на 2,7% против уровня 2002 года.

Выпуск малолитражки “Ока” возрос как в ОАО “КамАЗ” (+3,3%), так и в ОАО “СеАЗ” (+2,9%). Оба предприятия изготовили за 2003 год 60 018 автомобилей этой модели.

Продолжает наращивать объемы производства легковых автомобилей ОАО “ИжАвто”. Здесь в прошлом году построено 78 495 единиц, или на 19,4% больше уровня 2002 года.

Cтавка на новые модели

С конвейера Ульяновского автозавода сошел модернизированный “UAZ Hunter” с двигателем ЗМЗ-409, соответствующим нормам “Евро-2” (подробнее об этой новинке — “МКмобиль” №4/2004). В этом году заводчане предполагают выпустить 33 000 машин. Причем 17 тыс. автомобилей этого семейства отправят на экспорт — в страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Вьетнам и Монголию. Совсем недавно Вадим Швецов, гендиректор “Северстальавто”, публично объявил о намерении создавать завод для производства принципиально нового автомобиля УАЗ мощностью 50 000 машин в год. Там же предполагается производить по лицензии и автомобиль зарубежного производства. Ориентировочная стоимость нового предприятия определена в $100—150 млн. Начало строительства завода намечено на второе полугодие 2004 года.

Всего в этом году ОАО “УАЗ” планирует выпустить 82 000 автомобилей, что на 3,7% превысит прошлогодние показатели.

От нижегородцев ждут появления на сборочном конвейере в самое ближайшее время новой рестайлинговой модели ГАЗ-31105 “Волга” с ориентировочной ценой в 172 тыс. руб. и существенным улучшением внешнего вида и конструкции узлов и подвески. На авто установят систему нейтрализации выхлопных газов и управления подачи топлива, соответствующие нормам “Евро-2”. Машина получит новую коробку передач и новые, более комфортабельные сиденья. Расширен набор опций, устанавливаемых за дополнительную плату, существенно улучшены ходовые качества. Не случайно в планах на 2004 год ее выпуск вырастает до 68,4 тыс. единиц, или более чем на 20% в сравнении с 2003 годом. “Волга” меняется к лучшему. Однако понятно, что автомобиль подошел к пределу своей модернизации.

Осваивается производство нового грузового автомобиля городского типа ГАЗ-3310 “Валдай” грузоподъемностью до 4 тонн, его ежегодный выпуск планируется довести до 30 тыс. штук.

ВАЗ гарантирует

Основная задача 2004 года и ближайших лет — повысить имидж автомобилей ГАЗ, поднять их конкурентоспособность на рынке.

Так, ОАО “ЗМЗ” изготовил опытный образец бензинового двигателя, отвечающего нормам “Евро-3” (серийный ЗМЗ-405.22 отвечает нормам “Евро-2”). Серийное производство нового семейства впрысковых двигателей рабочим объемом 2,3—2,7 л начнется в 2006 году, когда в России в соответствии с концепцией развития автопрома будут введены нормы “Евро-3”.

Еще в декабре 2003 года в опытно-промышленном производстве “АвтоВАЗа” началась предконвейерная сборка “Лады-1118 “Калина”. С начала 2005 года автомобиль поступит в продажу. Для этой модели и автомобилей “десятого” семейства готовится производство нового стосильного двигателя объемом 1,6 л., соответствующего нормам токсичности “Евро-3”.

Важнейшим достижением “АвтоВАЗа” в 2003 году, отмечают эксперты, которое сыграет решающую роль в укреплении позиций предприятия на российском рынке, станет реформа сервисно-сбытовой сети, введение единых отпускных цен и увеличение сроков гарантии на все модели автомобилей.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр КОВРИГИН, заместитель гендиректора “АСМ-холдинга”:

— Сегодня происходит ощутимое снижение конкурентоспособности российских автомобилей из-за сокращения их ценового преимущества перед иномарками аналогичного класса. Например, люксовые модели “десятого” семейства ВАЗа по цене уже вплотную приблизились к моделям Daewoo, которые, в свою очередь, лишь немного уступают Huyndai Accent и наиболее дешевым версиям Ford Focus российской сборки. Вот тому практическое подтверждение. За минувший год только отпускные цены на автомобили ВАЗ увеличились на 10—12%.

Еще один важный момент, прямо касающийся стоимости легковушек. В этом году введут более жесткие экологические стандарты. Поэтому автопроизводителям потребуются дополнительные деньги для запуска в серию двигателей, соответствующих новым нормам по содержанию СО, а также для установки систем нейтрализации отработавших газов, и это, по оценкам специалистов, вызовет дополнительный рост цен отечественных автомобилей на $500—600 и еще более снизит их ценовое преимущество над иномарками компактного класса.