На нары, блин, на нары!..

Крепкий, звучный удар в лоб, потом по рукам. Гаишник берет угонщика за скулы и с силой выдергивает из похищенной машины. Стонущий от боли вор даже не пытается оказать сопротивление инспекторам, потому что знает — менты с ним цацкаться не будут и в случае чего могут применить оружие...

Крепкий, звучный удар в лоб, потом по рукам. Гаишник берет угонщика за скулы и с силой выдергивает из похищенной машины. Стонущий от боли вор даже не пытается оказать сопротивление инспекторам, потому что знает — менты с ним цацкаться не будут и в случае чего могут применить оружие... Но на этом злоключения супостата заканчиваются: в суде на “разборе полетов” он говорит, что взял “тачку” просто так — покататься, судьи этому охотно верят и отпускают бандита на все четыре стороны. Такой либерализм привел к тому, что 2003 год побил все рекорды по количеству угонов. Однако МВД России обещает, что уже в этом году ситуация изменится...


Такого небывалого разгула автоворовства Россия, пожалуй, еще не знала. В прошлом году угонщики похитили более 55 000 машин, и лишь жалкие 8000 вернулись к законным владельцам. Однако представители МВД России клятвенно пообещали автомобильной общественности в самое ближайшее время обуздать супостатов, серьезнейшим образом изменив законы.

По мнению большинства милицейских экспертов, шокирующему росту угонов способствует неадекватность российского законодательства и судебной практики. В Уголовном кодексе РФ есть пресловутая статья 166, предусматривающая наказание за незаконное завладение автомобилем без цели его хищения. В переводе на русский это означает, что если в вашу машину залез некто, дабы доехать до ближайшей станции метро или просто покататься, то он подпадает как раз под 166-ю. Наказание за такое покушение на частную собственность, по сути, отсутствует — угонщика не сажают в тюрьму, а лишь дают условный срок.

Украл покататься — в тюрьму

Ни один профессиональный автовор, находящийся в здравом уме и трезвой памяти, не сознается, что “тачку” похитил с целью наживы, поскольку в этом случае он пойдет по статье “Кража”, предусматривающей стопроцентное тюремное заключение. Короче говоря, угонщик в суде прикидывается бедной овечкой, дескать, опаздывал на свидание к любимой девушке и поэтому проник в чужой автомобиль. И вот итог: только семь процентов (!) пойманных автоворов отправляются мотать срок в места не столь отдаленные. Остальные продолжают воровать машины. Силовики неоднократно пытались протолкнуть поправку, исключающую 166 статью из Уголовного кодекса, но Госдума третьего созыва с завидным постоянством отфутболивала инициативу МВД.

Теперь же, когда Дума стала одношерстной и безропотно принимает все правительственные идеи, эмвэдешники решили вернуться к наболевшему вопросу и в новой редакции подготовили проект закона о внесении изменений и дополнений в УК РФ для защиты граждан от преступников. И скоро кражей будет считаться любое незаконное проникновение в автомобиль. Это в общем-то резонно, ведь человек, незаконно проникший в квартиру, автоматически признается вором и отправляется на нары.

Но это далеко не единственная поправка, которую хотят протолкнуть милиционеры. В связи с тем, что криминалитет стал воровать автомобили вместе с документами, гаишникам стало невероятно сложно противостоять преступному натиску. Дело в том, что бандюганы выписывают рукописную доверенность и на вполне законных основаниях перегоняют авто в места отстоя. Так вот, МВД намерено внести изменения в Гражданский кодекс и исключить возможность управления автомобилем по рукописной доверенности. Ожидается, что поправки воплотятся в жизнь уже осенью текущего года, а это значит, что все “рукописки” станут нелегальными. Это, конечно, большой шаг назад, ведь законодательство всех цивилизованных стран позволяет управлять машиной на основе рукописной доверенности, а то и без нее. Но реалии российской жизни диктуют необходимость запрета подобных документов.

Ну и напоследок самое “вкусное” блюдо, которым силовики угостят автовладельцев. Если можно так выразиться, то по вине людей в погонах через пару лет все автомобили (как отечественного, так и импортного производства) подорожают как минимум на 500, а то и 700 “баксов”. Причина тому — нанесение дополнительной обязательной маркировки на узлы и детали машин. Дело в том, что эксперты-криминалисты в большинстве случаев не могут установить первоначальный номер перебитого автомобиля, отсюда и такой низкий процент раскрываемости автокраж. По этой причине МВД России намерено внедрить новую технологию по розыску похищенного транспорта, позволяющую идентифицировать транспортное средство с измененной маркировкой.

Австралийский капкан

Ноу-хау — не отечественная разработка, а австралийская. Этим, пожалуй, и обусловлена высокая цена. Суть в том, что на все детали кузова и двигателя автомобиля наносится примерно 10 000 микроточек размером с булавочную головку. На этой метке нанесен специальный буквенно-цифровой код, закрепляемый за конкретным автомобилем. Стоимость нанесения микроточек на отечественный автомобиль — около 100 долларов, на иномарку — от 150 до 200. В течение ближайших двух лет система будет испытываться в России — пока на добровольной основе любой желающий может “пометить” своего “коня” микроточками. Однако по окончании испытаний силовики обещают через Правительство РФ обязать все российские автозаводы маркировать свою продукцию. Иномарки же будут помечаться на таможне. Как мы уже сказали, стоимость меток колеблется от 100 до 200 долларов, а значит, по логике вещей, именно на столько должны подорожать автомобили. Но, зная наших ушлых автопроизводителей и продавцов, можно предположить, что реально машина вырастет в цене как минимум “баксов” на 500—700. Похоже, автомобилисты в очередной раз становятся дойной коровой, ведь нам впаривают дорогостоящую и незаказанную услугу. К слову сказать, на оснащение ГАИ приборами для сканирования меток уже вбухано 5 миллионов рублей, так что сами понимаете — обратного пути нет.

Похоже, австралийцы пролоббировали свою систему, и МВД, возможно, имеет финансовую выгоду от этого сотрудничества. Не случайно же на протяжении года самые крупные милицейские чины неистово пиарят австралийцев при каждом удобном случае.

...Бороться с автоворовством, безусловно, надо. Но почему всякие дорогостоящие “прибабахи” должны навязываться в качестве обязаловки моторизованным россиянам?

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Павел БУГАЕВ, полковник милиции, заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД России:

— У Госавтоинспекции нет финансовой заинтересованности в продвижении данной системы дополнительной маркировки автомобилей. Для нас главное — выявлять похищенный транспорт и возвращать его законным владельцам. Разговоры о том, что дополнительная маркировка машин не спасет страну от угонов и легализации краденых авто, лишены смысла. Наши сотрудники в прошлом году выявили 68 000 автомобилей с измененной маркировкой. Подчеркиваю — не легализовали, а выявили. К сожалению, первичный номер установить не удалось. А если бы на этих машинах была дополнительная маркировка, то все 68 000 автомобилей вернулись бы к законным владельцам.