ГАИ выписывает подъемные

Спорить с тем, что эвакуаторы — хорошее подспорье для гаишников в борьбе с уличными “пробками” и нарушителями ПДД, довольно сложно. Но у эвакуаторной эпопеи есть и другая сторона — правовая.Как защитить себя от чиновничьего произвола и не дать сцапать “железного коня”?

Спорить с тем, что эвакуаторы — хорошее подспорье для гаишников в борьбе с уличными “пробками” и нарушителями ПДД, довольно сложно.

Но у эвакуаторной эпопеи есть и другая сторона — правовая. Как защитить себя от чиновничьего произвола и не дать сцапать “железного коня”?

Площадь Киевского вокзала напоминает муравейник, кишащий людьми и машинами. И если людские потоки хоть как-то рассасываются, то с автомобильными гораздо сложнее, а виной тому — беспорядочно припаркованный транспорт. Трудно объяснить почему, но очень многие автомобилисты с завидным упрямством не хотят парковать своих “коней” на специальной автостоянке близ вокзала и бросают авто под запрещающими знаками и даже посреди проезжей части. Из-за этого дорога настолько сильно сужается, что общественный транспорт не может проехать — несчастные пассажиры вынуждены иногда по полчаса томиться в переполненном автобусе или троллейбусе. Впрочем, водителям-разгильдяям плевать на это с высокой колокольни, и вот наглядное тому подтверждение.

Во втором ряду остановилась потрепанная иномарка. Водитель мирно закрывает дверь и направляется в сторону билетных касс. За считанные мгновения брошенная во втором ряду “тачка” собрала хвост из двух троллейбусов и одного автобуса.

— Товарищ водитель, посмотрите, что вы делаете! — обращается к нарушителю инспектор, показывая на выстраивающуюся вереницу машин. — Немедленно уберите авто и поставьте его на стоянку!

— Вот еще, — огрызнулся владелец иномарки, — заехал на две минутки и должен парковщикам платить десять рублей за стоянку.

— В таком случае вынужден выписать вам штраф.

Тут-то водитель почесал затылок и решил-таки переставить авто.

— Когда припаркуете машину по Правилам, не забудьте вернуться ко мне, будем составлять протокол, — напомнил ему инспектор.

Штраф, предусмотренный за данное нарушение ПДД, — от 100 до 300 рублей. Если бы водитель ушел, не убрав с проезжей части автомобиль, то за это можно было бы и эвакуировать его авто (говоря на языке официальных бумаг — задержать транспортное средство). И не стоит наивно полагать, что за неправильную парковку Госавтоинспекция не штрафует, а лишь предупреждает. Как показывает практика, до нарушителей редко доходят слова, повлиять на них можно только методом экономического воздействия.

За пятнадцать минут инспекторам удалось более или менее очистить площадь от машин, и общественный транспорт пошел. Однако осталось еще много “коней”, хозяева которых упорно не хотели вставать на путь законопослушания. Пришлось вызвать эвакуатор. Через 40 минут гроза всех нарушителей прибыл на площадь Киевского вокзала.

— Вообще-то эвакуатором мы пользуемся пока крайне редко, — говорит инспектор, — в большинстве случаев даем водителям одуматься. Но бывают крайние случаи, как сейчас.

Водитель “девятки” кинул машину во втором ряду и куда-то пропал. Из-за этого автохама “рога” троллейбусов чуть не слетали с проводов. Короче говоря, эвакуировать его — и баста. Инспектора пригласили двух понятых для составления протокола о задержании транспортного средства. Внимательно изучив каждый сантиметр автомобиля и отобразив в документах все имеющиеся повреждения кузова, мы принялись грузить “девятку”. Удивительно, но с момента приезда эвакуатора площадь полностью очистилась сама собой. Очевидно, нарушители испугались грозного монстра и не стали дожидаться своей очереди.

Когда “Лада” была уже полностью погружена, откуда ни возьмись возник ее владелец и с криками, дескать, вы что, осатанели, стал освобождать “ласточку”. Закон есть закон — коли причину задержания можно устранить на месте, гаишники вынуждены вернуть имущество владельцу, правда, это не избавило его от штрафа в 300 “деревянных”.

Короче говоря, пусть и редко (пока), но к помощи эвакуаторов ГАИ прибегает, и не стоит надеяться на традиционное русское авось. Перед тем как забыть дома документы, припарковаться не по Правилам или сесть за “баранку” в подпитии — подумайте, во что вам это встанет.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей ЧАМОВСКИХ, начальник отдела ГИБДД УВД ЗАО Москвы:

— Служба эвакуации, несомненно, нужна — она помогает освободить проезжие части и тротуары от припаркованных с нарушением ПДД машин, создающих затруднения в движении как другим автомобилям, так и пешеходам. Результат работы эвакуаторов — налицо. Мы считаем, что количество организаций, занимающихся перемещением машин-нарушителей, надо увеличивать.

Кстати, если вашу машину эвакуировали, то для поиска авто в кратчайшие сроки следует обращаться в территориальный ОВД или местную ГАИ.

Штрафстоянки, как и раньше, раскручивают водил на большие «бабки»

О возвращении эвакуаторов Госавтоинспекция мечтала давно, и вот 18 декабря прошлого года Правительство России сделало служивым поистине роскошный новогодний подарок, разрешив за ряд нарушений задерживать транспорт и помещать его на спецстоянку...


Эвакуаторно-штрафстояночный бизнес — огромнейшие деньги, которые во времена его расцвета “поднимали” как сами дельцы, так и власти, а посему отказываться от столь лакомого кусочка ни тем ни другим было невыгодно. И вот закономерный результат — 18 декабря 2003 года Правительство РФ приняло Постановление №759 “Об утверждении Правил задержания ТС, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации”.

Напомним, что до принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором есть прямой запрет на использование эвакуаторов, в Москве существовала некая “Служба эвакуации и блокировки колес автомобиля” (СЭБКА), деятельность которой регулировалась соответствующим постановлением правительства столицы. Нечто похожее было и в Питере. По сути, эти службы представляли собой матерых рэкетиров, выколачивающих деньги из автомобилистов. Сутки пребывания на штрафстоянке исчислялись тысячами рублей, что превышало в десятки раз среднерыночную стоимость места на обычной охраняемой парковке. А что происходило с автомобилями на “штрафниках”, и вспоминать больно: в большинстве случаев машину разворовывали, сливали бензин, а иногда и просто продавали с молотка. Известны случаи, когда таким образом исчезали целые стоянки. Но даже если с машинами ничего криминального не случалось, многие автовладельцы лишались “коней” только потому, что не могли своевременно внести выкуп, а через небольшое время “счетчик” за стоянку превышал стоимость самой машины. Тогда работники стоянки предлагали бедолаге продать за бесценок документы на машину. Система превратилась из средства контроля за дорожной дисциплиной в средство охоты за деньгами автовладельцев. Это было выгодно и тем сотрудникам ГАИ, что работали по договоренности со штрафстоянками, получая от такой “охоты” свой процент. И даже в тех случаях, когда водитель имел полную возможность устранить причину задержания автомобиля на месте, сотрудники ГАИ все равно отправляли авто на штрафстоянку, потому что так, повторимся, “зарабатывали” деньги.

За период деятельности этой службы автолюбителям было попорчено немало нервов и выкачано немерено денежных средств. Отличается ли сегодняшний эвакуаторно-штрафстояночный бизнес от былого? Увы, не сильно — те же яйца, только в профиль. По слухам, отдельные служивые, как и раньше, вступают в сговор с эвакуаторщиками, на самих же штрафстоянках творится прежняя вакханалия — если грамотно не составлен акт осмотра автомобиля, то машину растаскивают буквально на кусочки.

Эвакуированное сердце

Кстати, малоприятные последствия для некоторых моторизованных граждан наступают еще до того, как их “конь” оказался на штрафстоянке. Известен хрестоматийный случай, когда на свой шестидесятый день рождения москвич как раз из-за эвакуатора отдал богу душу. Проработав всю жизнь на госпредприятии, Леонид Иванович с потугами скопил к выходу на пенсию деньги на новый автомобиль и в свой день рождения купил вазовскую “двенашку”. По пути домой решил заскочить к приятелю на работу — похвастаться покупкой. Как водится, друзья “зацепились” языками и проболтали часа три. Когда новоиспеченный автовладелец вышел на улицу, то обнаружил, что машины нет. Первая мысль, естественно, — угон. Сердце мужчины не выдержало такого удара и остановилось. Как позже выяснили родственники, новую “тачку” увезли на эвакуаторе за нарушение правил парковки. Подобные истории, увы, не редкость. Уже в этом году более 20 человек были госпитализированы в медучреждения с диагнозом “инфаркт”, когда вдруг обнаруживали, что машины на оставленном месте нет. Вот так наказали нарушителей!

Хотя эвакуация автомобиля и помещение его на штрафстоянку с последующим хранением по закону является не наказанием, а... услугой, которую “навязывает” ГИБДД в целях сохранности автомобиля. Но здесь применяется закон “О защите прав потребителей”, статья 16-я которого гласит, что потребитель вправе отказаться от оплаты услуг, которые он не заказывал.

К слову сказать, Правительство РФ так пока и не решило вопрос об оплате стоянок и отдало его на откуп местным властям. Уже сейчас ясно, что цены опять будут диктовать коммерсанты.

Напомним, за какие грехи можно загреметь на штрафстоянку: отсутствуют водительские “права”, документы на автомобиль, полис ОСАГО; за нарушение правил стоянки и остановки, если автомобиль, оставленный на проезжей части, мешает движению других машин; эксплуатация автомобиля с неисправными рулевым управлением, тормозами (кроме стояночного), сцепным устройством в составе автопоезда; за управление в состоянии алкогольного опьянения и за отказ пройти медосвидетельствование.

По новым правилам эвакуация производится в случае невозможности устранения причины задержания на месте. Если же проблему решить можно, инспектор обязан дать на это время, однако из правил не следует, сколько. В любом случае надо требовать внесения в протокол об административном правонарушении ходатайства об устранении причины задержания на месте. Выглядеть это должно так: в графе протокола “Объяснения нарушителя” пишите, что просите инспектора ДПС дать вам время на устранение причины задержания. Если же гаишник “пойдет в отказ”, то законность задержания можно будет оспорить.

В случае если вам не удалось устранить причину задержания и эвакуатор уже прибыл по вашу душу — помните, что должен быть составлен протокол о задержании ТС, куда включается опись находящегося в автомобиле имущества, а также всех видимых наружных повреждений. Напомним, что первые три часа авто хранится бесплатно, а срок исчисляется с момента его помещения на штрафстоянку. Обращаем внимание — плата взимается за каждый полный час, то есть если ваша “ласточка” простояла четыре с половиной часа, то вы платите как за четыре, а не за пять.

Задержание ТС представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте) помещение его на специализированную охраняемую стоянку для задержанных транспортных средств. То же самое гласят и гаишные Наставления.

Противоядие

И Правила, и Наставления говорят об одном и том же — эвакуация авто должна происходить только в случае невозможности устранения причины задержания на месте. Однако как же следует понимать это понятие “невозможности”? В большинстве случаев устранить любую неисправность можно на месте: забыл “права” или мертвецки пьян — звони родственнику, который подвезет документы или сам сядет за “баранку”. Если же техническая неисправность — вызывай “техничку”... Получается, что эвакуация автомобиля оказывается не столь уж нужной, если дать водителю немного времени. Но, к сожалению, ни Правила, ни Наставления не содержат такой обязанности работников ГИБДД.

Из вышеизложенного следует, что эвакуаторы и штрафстоянки — это чистейшей воды обдираловка. Дабы силы обеих сторон были равны, рекомендуем вам на вполне законных основаниях противодействовать этим рэкетирам. На данный момент в России применяются три вида эвакуаторов. Наиболее ходовой — эвакуатор с лебедкой. Автомобиль зацепляется крючком и затягивается на платформу. Данный вид эвакуатора весьма прихотлив. У затаскиваемого “коня” колеса должны быть свободны (то есть не заблокированы “ручником” или КПП) и стоять прямо. Если же вы до упора выкрутите руль и поставите машину на ручник, то эвакуатор уедет пустым. Точно такое же “противоядие” можно использовать против эвакуатора с краном, который поднимает одну из осей автомобиля.

Наиболее всеядным считается эвакуатор-подъемник, способный загрузить себе на борт машину хоть с выкрученными колесами, хоть стоящую на “ручнике”. Но спешим успокоить — не так страшен черт, как его малюют: достаточно припарковать свой автомобиль вплотную к бордюру или к какому-нибудь ограждению, и эвакуатор вашего “коня” без вас не заберет. Отдавать ключи от автомобиля водитель не обязан ни по каким действующим требованиям, так же как и содействовать эвакуации своей “тачки”. Но хотим предостеречь — не оказывайте физического сопротивления должностным лицам, дабы конфликт не перерос в уголовную плоскость.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, юрист, вице-президент “Общества потребителей автотехники России”:

— Если эвакуации избежать вам не удалось и вашу машину вот-вот погрузят, советую в протоколе задержания ТС и приложениях к нему требовать подробно указать техническое состояние транспорта: автомобиль исправен, на ходу, царапины, вмятины и прочие механические повреждения кузова отсутствуют. Не забудьте полностью отразить комплектность автомобиля: диски, шины, противотуманные фары, магнитола, колонки, коврики, инструмент, количество топлива в баке. Опечатать машину, помимо эвакуаторщиков, лучше еще и самостоятельно. В случае повреждения автомобиля в момент погрузки, транспортировки или пребывания на штрафстоянке, подмены запчастей это поможет вам взыскать с виновников причиненный ущерб. Кстати, со штрафстоянок автомобили выдают под расписку о том, что претензий у владельца нет. Если же претензии у вас возникли (автомобиль разграблен или же поцарапан), а работники автостоянки требуют подписать акт об отсутствии претензий под угрозой невыдачи автомобиля, то лучший выход — не вступая в пререкания с охранниками, идти в местное отделение милиции и писать заявление о расхищении (повреждении) автомобиля. Вернувшись на стоянку с оперативником, составите подробный акт.