Класс однолетних

Лето, как говорится, на носу. И наступающий дачный сезон в очередной раз ставит перед “безлошадным” любителем покопаться на грядках проблему доставки на участок не только членов семьи, но и внушительного объема хозяйственных грузов. Для человека, не имеющего ни дачи, ни авто, приобретение транспортного средства значительно увеличивает число вариантов проведения летнего отпуска. “МКмобиль” решил выяснить, можно ли, не имея приличной суммы на покупку нового авто, получить в свое распоряжение на летний сезон пусть подержанную, но вполне работоспособную автотехнику. Предположим, потенциальный автовладелец располагает лишь “штукой” “баксов”.

Лето, как говорится, на носу. И наступающий дачный сезон в очередной раз ставит перед “безлошадным” любителем покопаться на грядках проблему доставки на участок не только членов семьи, но и внушительного объема хозяйственных грузов. Для человека, не имеющего ни дачи, ни авто, приобретение транспортного средства значительно увеличивает число вариантов проведения летнего отпуска. “МКмобиль” решил выяснить, можно ли, не имея приличной суммы на покупку нового авто, получить в свое распоряжение на летний сезон пусть подержанную, но вполне работоспособную автотехнику. Предположим, потенциальный автовладелец располагает лишь “штукой” “баксов”.


Исследование“российской” площадки люберецкого “Автогаранта” показало, что автомобилей по цене ниже $1000 нашлось всего три из пары сотен продающихся: ВАЗ-2101 за $700, ВАЗ-2106 девяти лет от роду за $850 и “Москвич-2141” 1997 года выпуска за те же $850. Владельцы ВАЗов бойко предлагали вашему корреспонденту-”покупателю” самолично оценить крепость кузова и живость двигателя. В это время хозяин “Москвича” уже беседовал с провинциальной внешности гражданином о тонкостях проварки днища, требующейся данному авто. Заметим тут, что Мытищинский авторынок уступает Люберецкому по ассортименту дешевых отечественных авто. Более верным способом представляется покупка “летнего” авто через газеты бесплатных объявлений. Придется, конечно, помотаться по городу, но что делать.

Встречаем по одежке

Непосредственно при встрече с продавцом имеет смысл сначала внимательно поглядеть на него самого. Идеальный вариант, если перед вами типаж эдакого “дачника”. Можно ожидать, что серьезным нагрузкам его машина подвергалась лишь несколько раз в течение весны и осени. Когда в роли продавца выступает юноша, возможно, что авто приходилось претворять в жизнь гоночные амбиции хозяина. Со всеми вытекающими для технического состояния последствиями. Если внешность и поведение продавца вызывают в сознании отчетливый образ черных “шашечек”, знайте: авто из-под “извозчика”. Имея приличный внешний вид, оно может уже через месяц начать “сыпаться”. Мы же ищем еще крепкий автомобиль, не требующей серьезных вложений.

Да простят нас продавцы, поместившие в одной из газет бесплатных объявлений свои “бизнес-предложения”, за отнятое время — мы собирали материал для статьи. Продавец “шестерки” 1995 года выпуска за каких-то $650, был готов пригнать ее для осмотра в любую точку Москвы. Строго в назначенное время перед корреспондентом “МКмобиля” затормозило нечто. Обвисшая корма, давно обжившая кузов ржавчина и стойкий картофельный запах в багажнике сообщали всем желающим о текущем этапе биографии этого авто. Хозяин, обладатель характерной кавказской внешности, утверждал, что эти колеса перемещали в пространстве исключительно его организм. Возможно, он и правда ездил один, но по дороге на свой рынок грузил машину под завязку фруктово-овощным товаром. Ради приличия осматриваем свежеотмытую ржавчину моторного отсека. М-да... Карбюратор требует как минимум регулировки. Клеммы электропроводки покрыты мхом окислов. Дегтеподобная субстанция на масляном щупе опровергает версию хозяина о регулярности ТО. Чтобы привести в порядок один только двигатель, требующий, по- хорошему, капремонта, придется потратить как минимум около трех тысяч рублей. Снижать цену гордый сын Кавказа отказывается, а нам такого “счастья” и даром не нужно.

Несколько последующих смотрин этого дня разочаровали: дырявые кузова, безбожно дымящие двигатели, салоны, напоминающие приют бомжа... Хозяева — от “бомбилы” и автослесаря с синюшным лицом до паренька с “перышками” кислотной раскраски в шевелюре. По-настоящему понравилась последняя из “покупавшихся” автомашин — “копеечка” 1976 года рождения, оцененная пожилой хозяйкой в $700. Еще вполне бодренький двигатель, крепкий кузов, лишь кое-где слегка тронутый пятнышками ржавчины, опрятный салон. С удовольствием взяли бы такую.

Особо не поторгуешься

Вообще, если общее состояние кузова и двигателя вас устраивает, а на выявленные (куда же без них) минусы хозяин готов сделать скидки в цене, окупающие ремонт, то машину можно брать. На то, что в ходе торга и осмотра автомобиля удастся серьезно сбить цену, особо рассчитывать не стоит. Максимум, чего можно ожидать, — уменьшения цены на $50—100. Примерно в эту сумму может обойтись искоренение замеченных недостатков ходовой части, трансмиссии или несмертельных проблем в двигателе и электрике. Дальше продавцы цену не сбавляют, предпочитая дождаться менее дотошного покупателя. Для особо настырных всегда готов железобетонный ответ: “Вы за такие деньги хотите купить новую машину?” Судя по всему, такая тактика на пике оживления авторынка вполне себя оправдывает. Половина из десятка “контрольных” объявлений о продаже машин “до $1000” в пятничном номере одной из газет бесплатных объявлений уже в воскресенье днем оказалась устаревшей. Голоса в телефонной трубке с чувством глубокого удовлетворения сообщали, что машина уже продана.

Возможно, приведя купленный на лето авто в порядок, вы отъездите на нем и всю последующую зиму. Продавать машину по осени не очень выгодно. Так происходит из-за традиционного осеннего падения цен на подержанные авто — слишком много появится ваших коллег-конкурентов.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Георгий ПЕРЕВЕРЗЕВ, частник, автослесарь со стажем:

— Техническое обслуживание автомобилей во все времена было делом прибыльным. Однако случаются периоды затишья, когда клиентов не так много. В эти деньки как раз и приходят мысли о дополнительном бизнесе. Свободные $500—600 найдутся всегда, поэтому купить старый отечественный автомобиль не составляет никакого труда. Брать можно любой, так как покупатель всегда найдется — даже на самую ужасную “помойку”.

Главное при подготовке к продаже таких машин — не переусердствовать. Излишний лоск на еле дышащем авто пристрастного покупателя может насторожить. Впрочем, любые “навороты” только приветствуются. Практически каждый отечественный автомобиль старше 7—8 лет — заведомо гнилой. Если предыдущим хозяевам и удавалось прятать внешние проявления коррозии, то детальный осмотр, как правило, открывает печальную картину днища, лонжеронов и колесных арок. Когда следы коррозии видны только на порогах, значит, внутри и под днищем уже давно все сгнило. Косметический ремонт порогов и последующая их обработка обычным “антигравием” из баллончика создает иллюзию ухоженного автомобиля. Набив руку, при помощи аэрозольных баллончиков с краской можно быстро и недорого ликвидировать мелкие очаги ржавчины на кузове. Главное — не жалеть потом мовиля на ржавые водостоки, начинающие цвести кромки дверей и капота. А короткая история о прежнем владельце автомобиля, мол, пенсионер-“подснежник”, только добавит впечатлений от увиденного.

Я не обеднею от растрат на новые сверкающие молдинги для той же “шестерки”. Недорого стоят и новые поводки для “дворников” взамен ржавых. Вообще-то такие машины покупают, опираясь исключительно на внешние данные кузова и салона. Автомобиль должен сверкать и снаружи, и внутри. Как работает двигатель — дело десятое. Далеко не все на первый взгляд могут определить количество масла, вылетающего через выхлопную трубу. Покупатель в большинстве случаев принимает решение в первые секунды, когда видит автомобиль, а дальше лишь ищет подтверждение своим начальным впечатлениям. Машина должна заводиться по первому требованию, электрика — быть в порядке, устраивать тест-драйв желательно на улице с целым дорожным покрытием, чтобы минимизировать шумы в подвеске. Не повредит химчистка салона и дезодорант с ненавязчивым приятным ароматом, дабы немного заглушить запах гниющих и заплесневевших мягких обшивок под сиденьями и в ногах.

В общем, чтобы придать ей наиболее “фартовый” вид, иногда приходится и диски покрасить, и кое-где сменить ржавые шильдики на новые. Где купишь блестящую насадку на глушитель, где шторку для заднего стекла. Частенько приходится приобретать новые чехлы на сиденья. Одним словом, из самых мелких нюансов пытаешься создать общее благоприятное впечатление. Таким образом на десятилетнем отечественном автомобиле иногда удается заработать до пятисот долларов.

Наибольшие проблемы при продаже, как ни странно, доставляют машины, снятые с учета. Это почему-то сразу раздражает покупателей. Видимо, старый автомобиль люди приобретают на короткое время — на сезон, не больше — и не хотят заморачиваться с регистрацией, страховкой и техосмотром: невыгодно, машина стоит дешевле.