Доплати за «евро»

К осени этого года в России предполагается утвердить технический регламент на экологический стандарт “Евро-2”. После этого все без исключения выпускаемые автомобили должны соответствовать новым эконормам. Напомним, более высокие требования по экологии машин предполагалось ввести еще в январе этого года.

К осени этого года в России предполагается утвердить технический регламент на экологический стандарт “Евро-2”. После этого все без исключения выпускаемые автомобили должны соответствовать новым эконормам. Напомним, более высокие требования по экологии машин предполагалось ввести еще в январе этого года.

Это положение прописано в Концепции развития автопрома, однако в силу неготовности некоторых автозаводов сроки введения их в действие несколько раз отодвигались. Другой насущный вопрос — насколько подорожают автомобили, оснащенные по новым нормам?

С технической точки зрения переход на нормы “Евро-2” — безусловно, прогрессивный шаг. Однако для полноценного введения этих норм в России должны быть созданы соответствующие условия. По словам Вадима Швецова, генерального директора ОАО “Северсталь-Авто”, прежде всего необходимо повысить требования к качеству топлива, так как без этого вводить повышенные экологические нормы бессмысленно: системы выпуска автомобилей будут выходить из строя. Кроме того, одновременно с введением “Евро-2” для российских автопроизводителей необходимо также запретить импорт автомобилей, не соответствующих этим нормам. Стоит подумать и над созданием дополнительных стимулов для более быстрого обновления устаревшего автопарка в России.

— Насколько мне известно, — говорит Швецов, — большинство российских автопроизводителей технически готовы к переходу на “Евро-2”. А вот что касается более высоких стандартов — “Евро-3” и “Евро-4”, то предлагаемый госорганами график перехода на эти стандарты с разрывом в 2—3 года может оказаться для автопроизводителей сверхнапряженным: речь идет о серьезных инвестициях, и сроки окупаемости проектов по переходу на новые, более высокие стандарты могут оказаться длиннее, нежели временные рамки, обозначаемые правительством.

Как нам сообщили в московском представительстве ОАО “АвтоВАЗ”, документы о начале действия нормы “Евро-2” должны были вступить в силу еще полгода назад. Однако они пока еще не подписаны. Поэтому сроки, видимо, отодвигаются, хотя к введению нового экологического стандарта Волжский автозавод технологически готов давно. В настоящее время все автомобили “десятого” семейства и модели ряда “Самара-2” уже соответствуют нормам “Евро-2”. Сегодня частично устанавливаются впрысковые двигатели и на заднеприводные модели ВАЗа. Когда же “классику” полностью переведут на впрыск? По мнению экспертов, это произойдет, когда будет утвержден технический регламент на “Евро-2”. По самым осторожным оценкам, это произойдет не раньше января будущего года.

В холдинге “РусПромАвто” реальная подготовка к переходу на экологические стандарты “Евро-2” ведется с 1998 года. Однако процесс освоения новых автомобилей там несколько затянулся из-за отсутствия достаточных инвестиций для перехода на выпуск техники нового поколения, соответствующей новым эконормам. Впрочем, на Ярославском моторном заводе, входящем в холдинг “Руспромавто”, еще год назад впервые в России освоен выпуск дизельного двигателя для грузовиков под стандарт “Евро-2”. Причем предприятие из-за этого даже пострадало. Бежать впереди паровоза у нас дело неблагодарное: другие производители дизелей с этим явно не спешили и оказались в плюсе — их моторы, не соответствующие новым нормам, оказались более дешевыми и лучше продавались. Специалисты отмечают, что шесть месяцев — достаточный срок для перехода на новые экостандарты.

Цена вопроса

По мнению экспертов ОАО “АвтоВАЗ”, в связи с плановым внедрением систем, соответствующих новым эконормам, резкого подорожания машин не предвидится. Автомобили постепенно набирали цену в течение нескольких лет. Что касается более жестких норм — “Евро-3” и перспективной “Евро-4”, то в будущем это заметно скажется на конечной цене автомобиля. Здесь речь идет не только об экологии, но и об установке на машины новых систем пассивной и активной безопасности пассажиров и даже об иной, безопасной форме капота. Последнее может отразиться на общем дизайне автомобиля, что также потребует дополнительных финансовых вложений.

Экологические стандарты “Евро-2” потребуют новых или существенно модернизированных двигателей, систем топливоподачи, выхлопных систем с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Из-за этого цена автомобиля в среднем может повыситься на 10—15%, считают эксперты “РусПромАвто”.

В начальный период (6—12 месяцев) продажи некоторых категорий автотранспортных средств могут даже снизиться. Кроме того, правительственный документ, вводящий экологические нормы “Евро-2”, в целях сохранения условий равной конкуренции должен быть обязателен для всех производителей.

По словам того же генерального директора ОАО “Северсталь-Авто”, увеличение продажной цены зависит от конкретных моделей. По нашим расчетам, говорит Швецов, внедрение норм “Евро-2” приведет к повышению цены авто в среднем на $1000. С одной стороны, это может стать чувствительным фактором для небогатых групп потребителей, а с другой стороны, рост цен в сегменте легковых автомобилей может создать конкуренцию с наиболее дешевыми новыми иномарками, в том числе производимыми в России.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Игорь ВЕНГЕРОВ, генеральный директор НИИ автомобильного транспорта:

— Переход России на “Eвро-2” можно воспринимать с двух точек зрения. Первая, когда мы подстраиваем свои нужды под технологические возможности, означает, что мы до скончания века должны ездить, скажем, на выпускаемых десятилетиями карбюраторных “Жигулях”. Согласно второму подходу нужно все-таки стараться идти в ногу с техническим прогрессом, перестраивая возможности под его требования. С этой точки зрения переход на “Eвро-2” необходим. Да, для провинции, где традиционно “правит бал” карбюратор, обслуживание инжекторных систем питания может поначалу вызвать сложности. Да и к качеству бензина инжекторы более требовательны. Стоит вспомнить, что Европа не спонтанно переходила на новые стандарты. Там параллельно была организована соответствующая инфраструктура. В России нужно вводить “Eвро-2” по аналогичному алгоритму — никаких новых методов его наименее болезненного введения придумывать не нужно. На данный момент регионы мало готовы к этому. Например, в масштабах страны у тех же “АвтоВАЗа” и ГАЗа нет сети фирменных сервисов, как, например, у BMW.