Неутешительные итоги

Пока в России обсуждаются размеры ввозных пошлин на импортные автомобили — увеличивать их дальше или нет, иностранные производители потихоньку возводят новые автосборочные предприятия по соседству. Сегодня в Словакии, Чехии, Польше и Венгрии создаются заводы мощностью более 2 млн. легковых автомобилей в год. Это практически в два раза больше, чем может произвести за то же время весь отечественный автопром.

Пока в России обсуждаются размеры ввозных пошлин на импортные автомобили — увеличивать их дальше или нет, иностранные производители потихоньку возводят новые автосборочные предприятия по соседству. Сегодня в Словакии, Чехии, Польше и Венгрии создаются заводы мощностью более 2 млн. легковых автомобилей в год.

Это практически в два раза больше, чем может произвести за то же время весь отечественный автопром.

Понятно, заводы эти создаются с дальним прицелом: они призваны не только обеспечивать Запад недорогими легковушками, но и нацелены продавать свою четырехколесную продукцию и в нашу страну. Чем же реально могут ответить российские автопроизводители?

За первое полугодие 2004 года с конвейеров российских предприятий сошло 534 457 легковых автомобилей, или на 16,5% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Это дает возможность прогнозировать выпуск легковушек в России в 2004 году 1,05—1,07 и даже до 1,1 млн. штук, что очень близко к тем намерениям, которые были провозглашены предприятиями в начале этого года.

Все российские заводы (кроме ОАО “СеАЗ” и ООО “РосЛада”) закончили первое полугодие 2004 года, имея существенный прирост выпуска легковых автомобилей по сравнению с первым полугодием 2003 года.

Производство автомобилей “Волга” на ОАО “ГАЗ” увеличилось на 54,1%, при этом большинство из них (72,5%) — это модернизированные ГАЗ-31105.

В ОАО “АвтоВАЗ” выпустили автомобилей на 9% больше, чем в первом полугодии 2003 года, в ОАО “УАЗ” — на 6,4%, в ОАО “ИжАвто” — на 21,7%.

Семимильными шагами

Особенно высокие приросты производства легковых автомобилей зафиксированы на предприятиях, организовавших выпуск иностранных моделей в России. За 6 месяцев 2004 года ЗАО “Автотор” увеличил выпуск машин в 1,86 раза и выйдет в этом году на уровень 12—13 тыс. машин. Другой лидер — ЗАО “Ford Motor Company” — достигнет в 2004 году планового уровня в 25 тыс. авто. А “GM-АвтоВАЗ” увеличил выпуск “Сhevrolet-Нивы” в 5,27 раза и уверенно выйдет в этом году на запланированный уровень в 55 тыс. автомобилей.

В целом за первое полугодие 2004 года эти предприятия произвели более 55 тыс. машин, что к общему выпуску легковых автомобилей в России составило 10,1% (напомним, что в 2002 году их доля составила всего 1,1%, а в 2003-м — только 5,3%). Если такие темпы сохранятся, к концу года общие объемы выпуска составят не менее 100 тыс. штук авто. Таким образом, интеграция российской автомобильной промышленности в мировой автопром идет в последнее время быстрыми темпами.

Если говорить о структуре производства легковых автомобилей, то за последний год она

практически не изменилась. Очень незначительные подвижки произошли в сторону увеличения доли автомобилей представительского (F) и бизнес-класса (Е), среднего класса (D) — за счет увеличения производства модернизированной “Волги”, а также внедорожников.

Плавная интеграция?

Российская автомобильная промышленность все более интегрируется в мировую, и ее нынешнее состояние во многом зависит от общих тенденций развития мирового автомобилестроения.

Вот некоторые данные Статистического комитета Международной организации производителей автомобилей (OICA) об итогах деятельности мирового автопрома в 2003 году. Прошлый год в целом характеризовался относительной стабильностью мирового авторынка. Общий объем производства автомобилей в мире вырос в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, на 2,7% и достиг невиданной величины — 60,6 млн. машин. Наиболее высокие темпы роста производства в 2003 году имели место в секторе коммерческого автотранспорта — легких (+4,0%) и тяжелых грузовиков (+9,9%), автобусов (+21,6). Динамика изменения объемов производства автомобилей по регионам мира в 2003 году была весьма неоднородной. Заметное сокращение производства автомобилей в Северной Америке (-3,0%) и определенное падение уровня производства в странах Европейского союза (-0,5%) компенсировались ростом производства в других регионах, в первую очередь — в странах Юго-Восточной Азии. Наиболее интенсивное увеличение производства вновь наблюдалось в Китае, где общий объем выпуска автомобилей достиг 4,4 млн. единиц (среднегодовой темп роста 35,2%), из которых более двух миллионов составили легковые автомобили (рост 83,2%). По общему объему производства автомобилей Китай опередил Францию и вышел на четвертое место в мире после США, Японии и Германии.

Данные о мировом производстве автомобилей по странам показывают, что от мировых лидеров автомобилестроения современная Россия стоит еще очень далеко. В этом рейтинге она занимает лишь 13-е место (напомним, во времена СССР — 4-е).