American dream

Любая модель этой марки не просто средство передвижения, а один из символов сладкой заокеанской жизни. Автомобиль всегда поражал не только мощностью и роскошью, но прежде всего техническим совершенством и безотказностью.

Любая модель этой марки не просто средство передвижения, а один из символов сладкой заокеанской жизни. Автомобиль всегда поражал не только мощностью и роскошью, но прежде всего техническим совершенством и безотказностью.

Компания “Cadillac Motor Car Co.” была основана в Детройте 22 августа 1902 года. Основой ее послужило небольшое автомобильное предприятие. Владевшая этой фабрикой “Henry Ford Company” (не путать с основанной в 1903 году знаменитой “Ford Motor Company”) оказалась на грани краха после ухода ее главного конструктора Генри Форда. Руководство компании обратилось к Генри Лиланду с просьбой оценить фабрику и ее оборудование для соответствующей продажи.

В то время Лиланд трудился в фирме “Brown & Sharp”.

Однажды при работе над двигателями для компании “Oldsmobile” у него возникла идея создания собственной фирмы. Лиланд надумал посвятить себя производству автомобилей высшего класса. Он решил дать фирме имя губернатора штата Луизиана Кадильяка. Тот в конце XVII века основал на берегу озера Эри “город в теснине” — Ville d`Etroit, позже переименованного на американский манер в Детройт.

Только для богатых

Первый Cadillac был собран в октябре 1902 года. Это была модель “А”, обычная, ничем не выделяющаяся “моторизованная бричка” с одноцилиндровым

1,5-литровым двигателем мощностью 10 л.с. и двухступенчатой планетарной коробкой передач, даже чем-то смахивающая на Ford A. И это не случайно. Генри Лиланд и Генри Форд были давними приятелями. Однако Форд видел свой автомобиль дешевым и доступным, а Лиланд — дорогим и элитарным. Для завоевания рынка непременно требовалось качество.

Начиная с модели “А”, представленной на Нью-Йоркском автосалоне в январе 1903 года, Cadillac предложил множество одноцилиндровых “моторчиков” на основе одного и того же 10-сильного двигателя с водяным охлаждением, сконструированного Лиландом.

К марту подготовка к серийному производству была завершена, и выпуск модели Cadillac A на три месяца опередил производство модели Форда. К роскошным автомобилям “первенец” не относился — это был, по существу, немного улучшенный Ford. В 1904 г. была подготовлена и поставлена на конвейер усовершенствованная машина серии “В”. Внешне она отличалась высоким двухдверным закрытым купе, наличием в его передней части “фальшкапота”: двигатель (уже 2-цилиндровый) по-прежнему находился под сиденьями, а прямоугольный ящик на “передке” был всего лишь данью моде. Тогда как раз входила в обиход “классическая” компоновка: двигатель впереди продольно, ведущие колеса — задние.

Мировой стандарт

В следующем году номенклатура выпускаемых моделей была значительно расширена. Это трехместная “С” и четырехместная модификация “F” на укороченной базе, серия “Е” с задними дверцами, полуспортивный, более низкий двухместный “S” и четырехместный “объемный” “Т”. Хотя и самую шикарную модель “D” (4 цилиндра, 27 л.с.) мечтой миллионеров не назовешь.

“Настоящий” Cadillac, модель “L”, увидел свет лишь в 1908 году. Тогда же в Англию для участия в соревнованиях на приз Дьюра (Dewar Trophy — аналог знака качества), присуждаемый Королевским автомобильным клубом, были отправлены сразу восемь автомобилей. В Брукленде три машины полностью разобрали. Детали перемешали, затем вновь собрали все три. Они сразу же поехали и на полной скорости преодолели дистанцию 800 км. “Cadillac” получил кубок, ему был присужден титул “Всемирный стандарт”. Кадиллаковской точности производства никто в отрасли не мог добиться в течение двух десятилетий. “Cadillac” 29 июля 1909 года входит в состав корпорации GМ. Уильям Дюрант, уже взявший под свое крыло “Buick”, “Oldsmobile” и “Oakland” (будущий “Pontiac”), хотел выпускать автомобили высокого класса, но достаточно простые в производстве.

Новым руководством весь “алфавитный” ряд моделей Cadillac был приостановлен, уступив в 1910 году место более современной модели “30” (по количеству лошадиных сил). Сначала предлагались только лимузины, но уже в 1912 году было добавлено четырехместное купе. В 1915 году “Cadillac” впервые установил на свои машины восьмицилиндровый V-образный двигатель. Мощный и бесшумный, он положил начало репутации фирмы как ведущего производителя сильных многоцилиндровых моторов. Оснащенная этим 70-сильным двигателем модель “51” стала в Штатах чем-то вроде Ford T для богатых — ни одна другая машина класса “люкс” не могла сравниться с ней по популярности.

В годы Первой мировой войны автомобили Cadillac использовались в армии США как стандартные офицерские машины. После войны Лиланд покинул компанию и создал новую фирму “Lincoln Motor Company”. Но марка Cadillac сохранилась. Совершенствовалась техника. В 1923 году модернизировали “восьмерку”. Новая конструкция коленчатого вала сделала его еще более уравновешенным, бесшумным, давала прирост мощности 83 л.с. Автомобили были так надежны, что в 20-х годах они выдержали тяжелейший пробег Бейрут—Багдад по пустыне.

Эталон роскоши

В 30-е годы Cadillac вошел с самым современным и элегантным во всем мире спектром моделей. Впервые серийный автомобиль был оснащен шедевром механики, 16-цилиндровым V-образным мотором рабочим объемом 7,5 л. С 1931 по 1937 год одновременно с V8 предлагались также в малом количестве модели с 12-цилиндровыми силовыми агрегатами. В 1938 году новинкой стала 125-сильная модель Fleetwood 60 Special все с тем же V8. Броский дизайн снискал машине завидную популярность.

В 1941 году мир был охвачен войной, и инфляционные процессы уже начали себя проявлять. И хотя американская автопромышленность особо не страдала, опорой на рынке для “Cadillac” были лишь две модели Fleetwood серий “60” и “75”. В техническом отношении автомобили Cadillac 1941 года были интересны прежде всего автоматической трансмиссией Hydra-Matic, которая на многие годы вперед стала непременной принадлежностью всех машин этой марки. В 1948 году впервые на автомобилях компании появилось “самолетное” хвостовое оперение. Это решение стало фирменной чертой в последующие 15 лет.

Автомобиль Cadillac постепенно превращался в эталон роскоши. В “General Motors” давно уже вынашивалась идея, согласно которой каждая марка корпорации должна отвечать определенному социальному положению владельца. Был выдвинут принцип: человек по мере повышения своего статуса должен последовательно пересаживаться с Chevrolet на Pontiac, потом на Oldsmobile. Затем, по мере роста его финансового благополучия, в гараже появлялся Buick. И, наконец, достигнув определенного статуса, бизнесмен покупал Cadillac.

Cadillac прочно установил свое господство на рынке роскошных автомобилей. К началу 50-х годов на рынке появился совершенно новый модельный ряд всех марок, имевший феноменальный успех.

“Хвостовое оперение” на всех машинах Cadillac в 1965 году исчезло вовсе. Открытый Eldorado оставался самым дорогим и популярным. В сезоне 1967 года появился первый Cadillac с приводом на передние колеса. Но главной приманкой для потребителя стали лошадиные силы. И если к началу 60-х литраж возрос до 6,4 л (мощность достигла 325 л. с.), то в 1964 году был создан более сильный 7-литровый V8 с 350 л.с., который обеспечивал автомобилю “крейсерскую” скорость в 235 км/ч!

До кризиса и после

В 70-х годах компания “Cadillac” заняла лидирующее положение на американском автомобильном рынке и удерживала его в течение десяти лет, пока не начался спад производства. Продолжалось сражение за “лошадиные силы”: в 1970 году двигатель Cadillac V8 объемом 8,2 л стал самым крупным среди других моторов и самым мощным — 406 л.с.!

Но грянул нефтяной кризис. Он ударил прежде всего по огромным и мощным машинам. Пришлось перестраиваться на ходу. В 1975 году была выпущена модель Seville с 5,7-литровым мотором. Он стал первым Cadillac чисто “европейского класса” — относительно небольшой на фоне очень крупных “полноразмерных” моделей. Второй нефтяной кризис подействовал еще более угнетающе. Казалось, что будущее только за небольшими автомобилями. Никто не учел того, что место на рынке таких моделей уже было занято европейцами. “General Motors” в 1981 году взял курс на компактные модели.

В 1982 году появился первый четырехцилиндровый Cimarron. Компания почти полностью перешла на переднеприводную технику с новыми моторами (модель Fleetwood Brougham). Новый Biarritz получил двигатель объемом 4 л. С 1985 года началось капитальное обновление спектра моделей. Возродились Fleetwood и De Ville, которые просуществовали в лидерах семь лет.

В 1987 году была попытка привнести в дизайн европейские мотивы, когда итальянское ателье “Pininfarina” разработало для “Cadillac” кузов компактного двухместного кабриолета Allante. Для него предусмотрели даже специальный двигатель Northstar 4,5 л (200 л.с.) с распределенным впрыском топлива.

В 90-х годах началось массированное наступление на американский рынок дорогих и роскошных “японцев”. Руководство “General Motors” вынуждено было срочно пересмотреть планы развития. В 1992 году были представлены две новые модели Eldorado и Seville (модели Seville STS был даже присвоен титул “Автомобиль года”). К концу десятилетия “Cadillac” имел всего четыре серии моделей. Самым популярным продолжал быть Sedan de Ville с двигателем мощностью 279 л.с. Более престижный Seville предназначался консервативным американцам, не желавшим покупать импортные машины. Его модификация SLS оснащается “менее мощным” двигателем — 279 л.с., а более быстроходная STS — мотором в 305 л.с.

В 1999 году появился внедорожник Escalade (258 л.с.). Комфорт и высокий уровень оснащенности позволили ему составить конкуренцию первому в США внедорожнику класса “люкс” Lincoln Navigator.

Модель Eldorado пока остается в строю. Первый идущий на замену прототип — двухместный Evoq — был показан в 2000 году в Детройте, а через год “Cadillac” продемонстрировал очередную замену — Сien.