Угонщики поневоле

Покупка подержанного авто — сродни лотерее. Кроме того что можно купить полностью выработавший свой ресурс экземпляр, на пару недель оживленный различными присадками и полиролями, сплошь и рядом попадаются и криминальные машины с перебитыми или измененными номерами.

Покупка подержанного авто — сродни лотерее. Кроме того что можно купить полностью выработавший свой ресурс экземпляр, на пару недель оживленный различными присадками и полиролями, сплошь и рядом попадаются и криминальные машины с перебитыми или измененными номерами.

А следовательно, расплатившегося с продавцом и попробовавшего поставить авто на учет новоиспеченного владельца ждет неприятное известие — деньги отданы впустую.

В начале девяностых, когда из-за границы сплошным потоком хлынули импортные авто, новые и не очень, перед покупателями перестал стоять вопрос, где найти хорошую машину. Были бы деньги. Но с другой стороны, у автомобилистов появилась другая головная боль — как не нарваться на угнанный экземпляр, много месяцев безуспешно разыскиваемый владельцем где-нибудь в Германии. Конечно, подобная покупка грозила неприятностями весьма ощутимыми и для кошелька, и для нервной системы, хотя отбить у правоохранительных органов свое имущество шанс все-таки был. В случае отказа прежнего владельца от имущественных притязаний на машину (например, если законопослушный бюргер уже получил причитающиеся ему по страховке деньги) или не было возможности установить настоящего хозяина, купившему такого «железного коня» гражданину достаточно было обратиться в суд, где после продолжительных тяжб его признавали добросовестным приобретателем и предоставляли возможность не только поставить такое авто на учет, но и распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Конечно, ситуация получалась не очень красивая. В нашей стране на законных основаниях легализовывались краденные на Западе или даже в своем отечестве авто, хозяева которых могли даже и не подозревать, что их «ласточки» найдены.

Такое положение дел катастрофически не устраивало ни гаишников, вынужденных разбираться по нескольку месяцев с каждым конкретным случаем, ни власть предержащих, а итогом стали новые «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденные приказом МВД в начале весны 2003 года. С момента вступления этого документа в силу поставить на учет машину с перебитыми номерами невозможно даже в том случае, если суд признает вас добросовестным приобретателем, а предыдущий владелец, если и будет установлен, откажется от всех притязаний на машину. Удел авто с измененной маркировкой теперь более чем печален — машина либо может быть продана на запчасти (исключая, конечно же, номерные узлы), либо останется на веки вечные гнить в гараже или под открытым небом, поскольку владелец не может даже сдать ее в металлолом. Причем гаишников вовсе не интересует тот факт, что еще до принятия новых правил такое авто они же и зарегистрировали. Даже если у вас есть все судебные документы, в которых предыдущий владелец признается добросовестным приобретателем, в регистрационных действиях вам откажут и опротестовать действия гаишников будет весьма проблематично. Трудность заключается еще и в том, что даже обратившись к служителям Фемиды, приобретший «криминальное» авто гражданин сможет доказать лишь свою непричастность к умышленному уничтожению или сокрытию заводской маркировки. Проще говоря, не попадет под уголовную ответственность (естественная коррозия не является злым умыслом, поэтому машину, пострадавшую от ржавчины, можно зарегистрировать). Но даже судья не сможет заставить гаишников поставить подобную машину на учет — в регистрации будет отказано, а опротестовывать действия работников полосатого жезла придется опять же в храме правосудия. Такой вариант реален — ответчиком выступит районный отдел ГАИ, но вот судья вряд ли увидит в действиях сотрудников правоохранительных органов нарушения закона. Скорее всего в приговоре признают, что милиционеры действуют согласно Правилам регистрации, утвержденным в Минюсте, и прочим подзаконным актам. Что в принципе ничего не изменит в вопросе постановки авто на учет.

Агрегат на свалку

Единственный выход для автовладельца — это замена агрегата, на котором перебита заводская маркировка. Но в таком случае начисто теряется сама целесообразность покупки. Неудачливому владельцу, приобретшему, например, подержанную Audi за $7000, при обнаружении перебитого номера на движке придется выложить еще около 3000 «зеленых», чтобы поменять силовой агрегат, а за такое количество наличных можно приобрести и более свежую машину. Если же речь идет о перебитом номере кузова, то придется раскошелиться на сумму, практически эквивалентную стоимости самого авто, что, согласитесь, совершенно неприемлемо.

Конечно, с точки зрения закона все логично — «криминальные» авто не легализовываются, а несчастные покупатели в принципе расплачиваются за собственную неосмотрительность. Но с другой — при невозможности установить предыдущего хозяина или в том случае, если от притязаний на авто уже отказались, вовсе не обязательно лишать средства передвижения человека, на законных основаниях приобретшего авто, пусть и с перебитыми номерами. Кроме того, давно известно, что подобные машины очень часто находятся в собственности различных уполномоченных лиц, отмазывающихся от проверок благодаря красным «корочкам». Попадают они к ним довольно просто — при обнаружении транспортного средства с перебитыми номерами его отправляют на штрафстоянку, а поскольку редкий владелец, особенно после принятия новых Правил, может вернуть свою собственность, приглянувшееся транспортное средство без зазрения совести отдается в надежные руки коллег.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир КУЗИН, начальник отдела дознания и административной практики ГУ ГИБДД МВД РФ:

— Указом №711 Президента России Госавтоинспекции предоставлено право не допускать к эксплуатации транспортные средства, у которых изменена маркировка, то есть не производить с ними регистрационные действия. Мы можем поставить такой автомобиль на учет только по решению суда, но хочу отметить, что первичный вердикт судебного органа в 100 процентах случаев оспаривается. Лишь если будет положительное решение вышестоящего суда, то на основании этого документа мы производим с машиной регистрационные действия. Но это чрезвычайно редкие случаи.

На самом деле незавидное положение у автовладельцев, на законных основаниях купивших автомобили и признанных добросовестными покупателями, ведь эксплуатировать и совершать регистрационные действия с авто они не могут. Вместе с тем, поймите и нас. Ведь если мы начнем совершать регистрационные действия с машинами, в номерные агрегаты которых было вмешательство, то о том, какая вакханалия начнется, можно только догадываться. Этой лазейкой не преминут воспользоваться криминальные элементы. Насколько мне известно, Верховный суд России рассматривал вопрос дальнейшей судьбы «забракованных» автомобилей, но вроде бы окончательное решение, устраивающее всех, пока не принято.