Сети на «малька»

Как известно, с сотрудниками силовых ведомств ни уголовный, ни административный, ни прочие кодексы предпочитают не связываться. В их отношении любые статьи по какой-то причине немного видоизменяются, что, соответственно, нередко позволяет этим господам уходить от наказания.

Как известно, с сотрудниками силовых ведомств ни уголовный, ни административный, ни прочие кодексы предпочитают не связываться. В их отношении любые статьи по какой-то причине немного видоизменяются, что, соответственно, нередко позволяет этим господам уходить от наказания.

С другой стороны, и они сами не стесняются порой исказить законы для своих нужд. Например, как в случае с введением обязательных разрешений на управление скутерами.


В публикации «Мопеды поправили» («МКмобиль» №51/2004) мы рассказали о том, что с 1 января этого года каждый желающий сесть за руль маломощного «мотоцикла» (естественно, при условии, что ему уже исполнилось 16 лет) обязан сдать экзамен и получить специальные «права». Испытание, с одной стороны, никаких проблем не доставит — всего-навсего надо вызубрить ПДД и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». Но с другой — возникает неувязка.

Обязательные «права» на скутер вводятся только на территории Москвы, согласно постановлению правительства города, что, как это у нас часто случается, идет вразрез с федеральным законодательством. Нельзя сказать, что отцы города просто не увидели в своих действиях нарушения закона. По их словам, на этот эксперимент они пошли осознанно, поскольку маломощные «мотоциклы» создают ряд серьезных проблем, влияющих на безопасность движения.

Вообще, согласно Правилам дорожного движения, двух- или трехколесные транспортные средства с двигателем объемом менее 50 «кубиков», развивающие максимальную скорость менее 50 км/ч, обязательной регистрации в ГИБДД не подлежат, «прав» на управление ими не нужно вовсе. Но чиновники утверждают, что такое «попустительство» влечет за собой массу проблем. Во-первых, несмотря на существующее ограничение по возрасту (сесть за руль скутера можно лишь после 16 лет), водителями этих игрушечных «мотоциклов» зачастую становятся 12—14-летние подростки, имеющие весьма смутное представление о требованиях дорожных знаков, разметке и о самих Правилах. По этому поводу гаишники уже давно бьют тревогу. По их данным, только за последний год в столице резко возросло число аварий с участием скутеров, в которых калечатся подростки. А во-вторых, пользуясь своей безнаказанностью, малолетние водители, даже зная ПДД, нарушают их сплошь и рядом, тем самым провоцируя ДТП или внося панику в ряды пешеходов. Максимум, что могут сделать гаишники, — провести с подростком воспитательную беседу. Никаких иных мер воздействия не предусмотрено, так как у него нет ни «прав», ни документов, да и ответственность по возрасту еще не предусмотрена.

Стоит признать, что проблема очевидна и с ней надо что-то делать. Но не такими методами — мало того, что нововведение откровенно противоречит федеральному законодательству (а значит, скорее всего, будет оспорено прокуратурой, причем в ближайшее время), оно создает массу трудностей для самих же владельцев скутеров — принимать экзамены и выдавать «права» будет только один отдел ГИБДД на всю столицу, который, учитывая современный уровень и темпы «скутеризации» населения, вряд ли справится с наплывом желающих.

Кроме того, весьма сомнительно, что это «благое начинание» московского правительства сколько-нибудь улучшит ситуацию, и тому есть несколько объективных причин. Во-первых, экзамен заставит лишь учить ПДД, а не соблюдать их на дороге. А штрафы и возможность лишения «прав» в очередной раз спровоцируют рост мздоимства со стороны милиционеров. Во-вторых, огромное количество москвичей используют свои скутера только на дачах, где «права» не нужны, так что они вряд ли станут «заморачиваться» их получением ради трех-четырех поездок по городу. Кроме того, непонятно, каким образом на своих мопедах будут въезжать в столицу жители Подмосковья и других городов, ведь «корочек» у них не будет (ограничение вводится только для Москвы). Скорее всего, для «отмазки» им будет достаточно паспорта с областной пропиской или регистрацией, но ведь многие не возят этот документ с собой. Кстати, этой лазейкой вполне смогут воспользоваться и москвичи. Если же, вне зависимости от места проживания, ездить по столице смогут лишь получившие «права» скутероводы, то жителям сопряженных областей путь в город и вовсе будет заказан — прямое нарушение права граждан на свободное перемещение.

Не так давно на Дальнем Востоке попытались ввести обязательную регистрацию этих маломощных машинок. В этом регионе очень остро стоит проблема с ввозом нелегальных транспортных средств (все-таки рядом Япония), но адвокатам удалось через суд добиться отмены решения, которое признали не только противоречащим федеральному законодательству, но и неконституционным.

С введением разрешений на управление скутером в Москве может произойти та же история.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

— Можно сколько угодно говорить о противоречии постановлений московского правительства федеральному законодательству. Ясно только одно, власти столицы очень часто нарушают права автомобилистов, преследуя две цели. Во-первых, это материальная выгода, то есть деньги. И эвакуация, и штрафстоянки, и снятие номеров за отсутствие техосмотра, и введение разрешений на управление скутером — за все это водители отдают свои кровные, которые впоследствии оседают в карманах нечистоплотных гаишников и московских чиновников. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права человека и гражданина могут в крайних случаях ограничиваться федеральным законом. Например, для борьбы с терроризмом Госдума внесла изменения в закон о безопасности дорожного движения, отменив доверенность простой письменной формы. Но эти поправки внесены в федеральное законодательство. Что же касается разрешений на управление скутером, то эта мера действует лишь на территории столицы и принята правительством города, что, соответственно, противоречит общероссийским законам. Правда, в ПДД сказано, что субъект федерации может принимать нормативные акты, касающиеся дорожного движения, если они основываются на требованиях Правил и не противоречат им. Но введение разрешений на скутера идет вразрез и с «главным дорожным законом».